Сегодня 5 октября во всём мире говорят «Спасибо!» тем, кто занимается одним из важнейших дел на планете – учит детей. В нашем городе работают свыше 6300 педагогов, а их общее число в России более 1 млн 251 тысячи человек! И это без учёта специалистов начального и дополнительного образования. Что думают педагоги Сочи о системе образования? Уважают ли их труд? Об этом узнавала редакция «News&Meanings».
Две главные проблемы российских школ – дефицит учителей определённых специальностей и почтенный возраст педагогов. Накануне нового учебного года во многих регионах, в частности в ЮФО, наблюдалась нехватка преподавателей математики, физики, русского и иностранных языков. Это стало поводом для создания кабмином Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года. Что касается возраста учителей, то около 700 тысяч уже пенсионеры.
Система образование в том виде, в котором существует сейчас, появилась ещё в XVI веке, а создал её чешский просветитель Ян Амос Коменский. В прямом смысле его можно назвать человеком, который придумал уроки. Советская, а впоследствии и российская система образования, по мнению самих педагогов, насколько стабильна, настолько и неповоротлива.
— Правительство отразило в основном документе об образовании запрос на нового гражданина России, — объясняет Анастасия Фещенко, соучредитель и руководитель центра инновационного образования «Город Солнца». – В федеральном государственном образовательном стандарте описана «новая школа», которую нам предстоит создавать, внося изменения в существующую систему и создавая новые школы по новому стандарту. Но необходимо пересмотреть саму систему образования как школьников, так и педагогов. Мир изменился! Технологии образования есть более эффективные, существуют примеры школ, в которых они внедрены. Технические возможности позволяют найти любую информацию, вопрос состоит в том, как применять полученные знания на практике, достигая поставленные цели. И в этом мы видим задачу старшей школы (с 12 до 18 лет) – все знания, которые дети получают, необходимо понимать как применить на практике. Иначе получается пустая трата времени на изучение теорий и формул… Просто пройти программу и освоить программу – разные понятия. Формирование успешного общества начинается с детства. У нас есть интересные идеи в национальной образовательной инициативе, а вот технологий, как их достичь, нет.
Упирается всё и в финансы. Строительство новых школ, переоборудования имеющихся, повышение зарплат учителям – всё это влетает госбюджету в копеечку. К сожалению, о том, что инвестиции в образование детей окупятся многократно, мало кто задумывается.
— Система образования в наших школах – это глыба, которую сложно сдвинуть, — комментирует Элеонора Дружинина, преподаватель английского языка с 28-летним опытом, генеральный директор частного учреждения дополнительного образования «Городской Лингвистический Центр». – Российское образование фундаментальное, оно остаётся таким несмотря на всё, что происходит вокруг. Это та стабильная вещь, в которую хочется верить и надеяться. Но в этом и минус. Наша ментальность в том, что мы в России плохо воспринимаем любые изменения. В системе образования есть такой жизненный подход: «Я не буду торопиться, посмотрю и подумаю». Родители не доверяют с первого раза педагогам, сами учителя не очень верят в новые методики и делают так, как привыкли… Ещё хочется, чтобы школа больше занималась именно образованием. На деле получается, что школы пытаются заниматься всем, чем только можно. Если целей так много, то достичь их все на высоком уровне невозможно. Учитель должен учить, а не воспитывать. Воспитанием ребёнка должны заниматься родители.
Жалуются педагоги и на переполненные классы, что особенно заметно на примере Краснодара и Сочи. Население этих южных городов выросло настолько, что в школах столицы Кубани в первых классах используют почти все буквы алфавита – от «А» до «Ф».
— Я восхищаюсь учителями, которые умудряются работать в классе, в котором 40 человек, — продолжает Элеонора Дружинина. – В таких условиях практически невозможно отследить прогресс учеников. Сложно, очень сложно быть педагогом в наше время! Мало быть профессионалом, нужно шагать в ногу со временем и быть подкованным во всех современных технологиях. Найти подход к детям и стать настоящим другом. Ведь если ребёнок доверяет тебе, то справится с любой задачей.
Прямое следствие переполненных классов – выросшая нагрузка на учителей.
— Это самый большой минус современных школ, — комментирует Иван Ермачков, директор Университетского экономико-технологического колледжа. – Чтобы получать достойную зарплату, необходимо брать много часов и классное руководство. Хочется, чтобы зарплата педагогов росла, а нагрузка уменьшалась. Тогда у них будет больше времени на творческий подход к обучению.
Кстати, жители страны считают, что учителя должны зарабатывать от 62,3 тыс. рублей в месяц. Такие данные следуют из результатов опроса, проведённого сервисом «Работа.ру» ко Дню учителя в России. Согласно исследованию, 90% опрошенных считают профессию учителя сложной. Сложнее всего, по мнению респондентов, учителям даётся поиск общего языка со школьниками, что отметили 66% опрошенных.
Какая роль учителя в современном обществе? Чувствуют ли уважение от детей и родителей сами педагоги? Ведь это один из главных мотивирующих факторов, который невозможно игнорировать.
— В моём окружении к учителю относятся с уважением, доверием и любовью, — говорит Анастасия Фещенко. – Огромное счастье видеть блеск в глазах учеников, когда они совершают открытия, слышать, что они любят учиться и ждут, когда закончатся каникулы! Это вдохновляет нас преодолевать все трудности на пути, расти самим и совершенствовать пространство вокруг. В нашей школе мы работаем по системе Монтессори, роль учителя в нашем понимании – создать среду, приоткрыть двери к знаниям, разжечь интерес, выстроить образовательный маршрут совместно с ребёнком.
— Школе сегодня приходится конкурировать за внимание детей с социальными сетями, компьютерными играми и другими современными факторами, — считает Иван Ермачков. – Я считают работу педагога уважаемой, но обществу нужно повышать престиж профессии, чтобы молодёжь шла в педагогические вузы.
— Один из важных критериев уважение – это когда педагогу доверяют, — считает Элеонора Дружинина. – Когда родители приводят к учителю одного ребёнка, потом второго, третьего… Хотя ждать всеобщего поколения от общества и почитания педагогов невозможно. Мир стал другим. Для меня важно остаться человеком, который слышит и понимает ребёнка.
Повысить престиж профессии учителя в обществе может каждый человек, даже если в вашей семьей нет школьников. Например, руководители санаториев могут выделять педагогам оздоровительные путёвки. Учитывая количество здравниц в Сочи, оздоравливать учителей можно круглый год! Поднимать настроение можно с помощью билетов на концерты, спектакли или другие мероприятия. Вариантов – масса, было бы желание!
— Нужно публично выражать уважение в адрес конкретных учителей, — резюмирует Дмитрий Богданов, главный редактор портала News&Meanings. – Публично – это везде. От школьных собраний до соцсетей. Если педагог не получает публичного уважения, есть риск, что он будет хуже учить. Иными словами, если вам не надо, то почему мне это надо? Вот и получается, что учитель пришёл, отработал и ушёл. Когда есть уважение, когда говорят спасибо, дарят цветы, пишут благодарности в соцсетях – это совсем другое дело. Чтобы слово учитель звучало с большой буквы, это задача общества в целом. И, конечно, вспоминать про наших педагогов нужно не только в День учителя.