На днях Клуб маркетологов г. Сочи провел на базе конгресс-центра отеля Cosmos 4* Круглый стол под одноименным названием, в рамках которого ведущие эксперты из сферы маркетинга и руководители предприятий пытались выработать алгоритм решения этой непростой задачи. Редакция N&M поинтересовалась у участников мероприятия их мнением по этому поводу.
Началась беседа, пожалуй, с ключевого вопроса: Кто должен установить критерии для определения и понимания, кто такой хороший маркетолог? Достаточно ли, чтобы сам специалист назвал себя таковым? Или как руководителю понять квалификацию маркетолога, если сам шеф не всегда имеет необходимые компетенции? Да и в целом – достаточно ли в Сочи компетентных маркетологов или у нас жуткий дефицит специалистов?
Мнения по этим важным вопросам среди участников Круглого стола оказались достаточно разными.
— В Сочи достаточно много хороших маркетологов и профессионалов этой отрасли, но есть и запрос на высокий уровень заработной платы. Молодых специалистов надо учить, но они не сильно привержены компании, обучаются и уходят на более высокооплачиваемую работу. У руководителя из-за этого получается постоянный процесс обучения, без внедрения каких-то глобальных стратегий по развитию компании. – отмечает имеющиеся проблемы Татьяна Трегубская, руководитель службы продаж и маркетинга отеля Cosmos 4*.
Не во всем с ней согласна Надежда Асламова (профессиональный коуч и признанный PR-специалист России), которая убеждена, что качественных специалистов в сфере маркетинга нам в Сочи очень сильно не хватает:
— Проблемы у бизнеса в плане маркетинга, как и во всем, – это нехватка квалифицированных кадров и непонимание сути маркетинга. Каждый ваяет, что может: «я художник, я так вижу». Многим руководителям стоит вспомнить, что маркетинг – это, в первую очередь, стратегия, а не таргет и/или флаеры… Я бы рекомендовала более активно привлекать внешних экспертов на разработку стратегии, а потом уже дорабатывать ситуацию внутри компании со штатными маркетологами.
Елена Кораблина, международный эксперт в сфере HR, отметила со своей стороны:
— Маркетологов, вроде как, много. Но у каждого из них есть своя специализация и часто руководители сами не всегда понимают, какой конкретно им специалист нужен. Есть маркетологи-стратеги, а есть маркетологи-исполнители, и очень важно тут понимать, что это разные компетенции. В первую очередь, руководитель сам должен определить критерии для оценки специалиста и уметь сформулировать грамотное техническое задание – тогда и задача будет решена более эффективно, и проблем в оценке вклада маркетолога будет меньше.
Дмитрий Богданов, председатель Правления Ассоциации Отельеров АМОС, на основании своего более чем 30-летнего управленческого опыта, обратил внимание коллег по Круглому столу, что учить надо каждого специалиста, вне зависимости от уровня его компетенций на момент прихода в компанию.
Внешняя ситуация в мире и в каждой отдельной отрасли меняется достаточно быстро. Характер задач, которые должен решать бизнес, тоже меняется. Используются разные инструменты. Уходят одни каналы продвижения, на смену им приходят другие. Все это, по мнению Дмитрия Богданова, не оставляет шанса маркетологам и бизнесу почивать на лаврах. Нужно постоянно учиться новому и максимально быстро внедрять это в ежедневную бизнес-практику.
Светлана Гринькова, HR-эксперт, справедливо подчеркнула в своем выступлении, что владельцы и руководители бизнеса сначала для себя должны определить, какой стратегии придерживаться при поиске маркетолога: брать сразу специалиста и доверять ему, либо брать молодого перспективного сотрудника и вкладываться в его обучение.
И тут сразу возникает целый ряд важных вопросов:
1. Чему отдавать предпочтения: профессиональным навыкам или личностным качествам?
2. Как проверить реальные результаты?
3. Как найти ответственных и инициативных?
4. Полезны ли специалисты из международных компаний?
5. Как проверить такое качество, как ответственность?
6. Обязан ли работодатель отвечать всем кандидатам?
7. Как адаптировать, чтоб не вызывать ревность других сотрудников из-за повышенного внимания к новичку?
И, если собственных знаний не хватает, то нужно смело идти к более опытным коллегам из сферы маркетинга и HR.
Этот вопрос тоже не остался без внимания со стороны участников Круглого стола. Алина Саяпова, креативный директор Median agency, подошла к решению проблем максимально масштабно:
— Невозможно ожидать в городе наличия опытных маркетологов без серьезного, фундаментального обучения. Нужно запускать профильный факультет на базе Сочинского государственного университета. Нужны хорошие качественные курсы по маркетингу. И без усилий Клуба маркетологов тут тоже не обойтись – важна активность, важен качественный диалог по этим темам и внутри сообщества маркетологов, и среди владельцев, руководителей, топ-менеджеров предприятий из самых разных сфер бизнеса!
Карина Шахмеликян, директор по маркетингу «Альфа-Софт Групп», оказалась солидарна с коллегой:
— Думаю, что и в маркетинге не стоит ждать «волшебной таблетки». Найти профессионала за копейки точно не получится. Маркетолог – он же, как врач. Один лучше может провести аудит бизнеса и подсказать, что и как нужно менять в маркетинге. Второй может мастерски решить конкретные задачи по развитию отдельно взятого направления в работе компании. И обеспечить все это на достойном уровне можно только при системной работе на протяжении достаточно долгого времени.
Общее впечатление от встречи выразила самый молодой участник Круглого стола — Эльза Андамова, специалист по вопросам интернет-маркетинга:
— Отличная, интересная и полезная встреча! Ключевые идеи, на мой взгляд, в том, что нужно найти баланс, золотую середину между заказчиками и исполнителями в плане взаимопонимания и интересов каждой стороны, чтобы были адекватные ожидания и требования.
Маркетологам нужно трезво оценивать свои силы, не обещать того, чего ты не можешь гарантировать, подходить к проекту с душой – не хвататься за все подряд заказы, а выбирать то, что тебе действительно откликается. Тогда заказчик это тоже почувствует. И между ними с большей вероятностью сложится продуктивное и гармоничное сотрудничество.
Лично я за то, чтобы бизнес и маркетологи взаимодействовали с людьми через их ценности, без всяких грязных приёмов, дешёвых манипуляций и триггеров чуть ли не в ультимативной форме из серии «если сегодня не купишь — завтра твоя скидка сгорит». Тогда у всех сторон все будет получаться гораздо лучше, чем мы часто видим это сейчас у нас в городе.
СПРАВКА:
Клуб маркетологов Сочи – общественная некоммерческая организация, задачей которой является развитие сферы маркетинга в городе и содействие предприятиям и организациям курорта в развитии их бизнеса с помощью маркетинговых инструментов.
Основатель и президент Клуба – Александра Мирошникова, исп. директор консалтинговой компании «Аппарель», тел./whatsapp +7 (938) 869-90-40.
О том, где и как можно повысить свою квалификацию владельцам, руководителям и топ-менеджерам компаний, читайте здесь!