Некоторые эксперты предрекают Анапе много лет на устранение последствий техногенной катастрофы, случившейся с танкерами в Керченском проливе 15 декабря 2024 года из-за мощного циклона и шторма. В том числе ссылаются и на опыт другого масштабного бедствия, которое произошло в 2007 году – тогда произошла, как писали СМИ, самая крупная в истории России серия кораблекрушений…
Редакция «Новости & Смыслы» решила поднять материалы тех лет.
Что же случилось 11 ноября 2007 года в Керченском проливе?
Процитируем РИА «Новости», которые буквально на следующий день после случившегося выдали сразу ряд публикаций о произошедшем:
– Инцидентов, подобных нынешнему, в Керченском проливе никогда не было. Представители МЧС предположили, что причиной ЧС могло стать то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, которое рассылалось в субботу.Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. Скорость ветра в районе соединяющего их Керченского пролива достигала 32 метров в секунду, а волнение моря – шести-семи баллов. По данным МЧС, на 06.00 понедельника, за один день затонули четыре судна, ещё шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе (конец цитаты).
От себя отметим, что в тот день, по данным МЧС, в районе порта «Кавказ» находились 59 судов, при этом все капитаны получили информацию об ухудшении погоды. Но метеоусловия оказались ещё хуже, чем прогнозировалось. Кроме того, особенность Керченского пролива заключается в том, что здесь мало бухт для укрытия судов от шторма. В итоге около 04.45 мск в воскресенье южнее Порта Кавказ на рейдовой стоянке во время шторма разломился пополам танкер «Волгонефть-139», гружённый более чем 4 тысячами тонн мазута. На борту танкера находились 13 членов экипажа.
Спасатели сняли с судна весь экипаж и доставили их в порт «Кавказ». Представитель Порта Кавказ сообщил журналистам, что в результате инцидента с танкером «Волгонефть-139» никто из людей не пострадал, но в Азовское море вылилось около одной тысячи тонн мазута.
На борту другого танкера – «Волгонефть-123» – была обнаружена трещина в корпусе, но утечки нефти, как сообщил новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко, нет.
Кроме того, в результате шторма затонуло три сухогруза с серой.
В районе Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы, сообщил начальник администрации Новороссийского морского порта Владимир Ерыгин. По его словам, в обоих случаях капитаны не справились с управлением в шторм.
Помимо этого, в ночь на 11 ноября в Севастополе затонул сухогруз «Хаш-Измаил», шедший под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту.
Официальный представитель МЧС Виктор Бельцов тогда отмечал, что все суда, потерпевшие аварию в воскресенье, относятся к классу «река-море». «Ни одного инцидента с судами океанского класса не произошло», – отметил он.
Экологические последствия событий 2007 года
И вновь процитируем РАИ «Новости» тех лет:
– Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал ЧП в Керченском проливе, где разломился танкер с нефтью и затонул сухогруз, серьезным экологическим происшествием.
Он привёл другие цифры – по его, словам, в воду вылилась не одна, а более двух тысяч тонн мазута из четырех тысяч тонн, находившихся на борту танкера, в связи с тем, что из-за плохой погоды не удавалось остановить разлив нефти из разломившегося напополам судна. «Трещина, по которой потом произошел разлом, находится посредине, между третьим и четвёртым танком», – сказал Митволь.
«Есть серьёзные опасения, что разлив нефти будет продолжаться», – сказал замглавы Росприроднадзора.
Что касается затонувшего сухогруза, то, по словам Митволя, сера – инертный материал, и есть надежда, что она не будет вступать ни в какие соединения, опасные для человека. Помимо этого, после шторма спасатели попытаются поднять контейнеры с серой.
«Но в сухогрузе („Вольногорск“) также были танки, полные мазута. То есть мы имеем дело с очень серьезной ситуацией, связанной с загрязнением Керченского пролива нефтепродуктами», – сказал Митволь.
Он отметил, что нефтесборщики при сильном волнении моря работать не могут, а мазут начинает уходить ко дну и будет несколько лет «создавать повышенный фон содержания нефти в воде».
«То есть эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет. Работа по восстановлению экологического состояния Керченского пролива займёт не один месяц», – сказал Митволь, указав, что технология сбора мазута очень сложная и дорогостоящая.
Президент Российского Зеленого Креста, академик РАЕН Сергей Барановский, напротив, считает, что груз серы на затонувших из-за шторма сухогрузах в Керченском проливе более вреден для экологии, чем разлив нефти.
В результате шторма в Керченском проливе и акватории Черного моря в воду попало около 6,8 тысячи тонн серы (конец цитаты).
Мы не застрахованы от подобного!
Прокомментировать вышеуказанную информацию редакция «Новости & Смыслы» попросила Дмитрия Богданова, председателя Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС, который в сезоне 2008 года возглавлял крупную туроператорскую компанию, работающую с отелями и санаториями Анапы:
– Масштабное крушение кораблей в ноябре 2007 года вызвало мощный резонанс в СМИ и среди специалистов сферы туризма. Многие эксперты и тогда говорили, что последствия будут очень тяжёлыми для курорта Анапа, что туристы будут отказываться от путёвок и поедут в другие курортные города.
В итоге сезон 2008 года состоялся и туристов в отелях и санаториях Анапы и прилегающих к ней курортных посёлков было очень много. Более того, уже в 2008–2009 годах многие инвесторы начали вкладывать серьёзные средства в реновацию объектов размещения в Анапе и даже в строительство новых объектов.
Я уверен, что власти Краснодарского края при самой серьёзной поддержке со стороны бизнеса, самих анапчан и, конечно же волонтёров, сделают всё, чтобы ликвидировать максимально последствия случившегося в течение ближайшего месяца, максимум двух.
Более того, даже сейчас туристы могут смело приезжать в санатории Анапы, в работающие в зимнем сезоне отели — тем самым это будет и поддержка для курорта, и качество отдыха, я уверен, будет на высоте, ведь внутри отелей и в самом городе всё работает в обычном режиме. А такая поддержка очень поможет отельерам в деле подготовки к летнему курортному сезону.
Редакция «Новости & Смыслы» продолжит следить за развитием ситуации на пляжах Анапы и других пострадавших районов Краснодарского края и информировать о всех важных аспектах наших читателей!