Специфика провинциального южного города накладывает отпечаток на многие сферы деятельности. Благотворительность и волонтёрство не исключение. В чём проблема? В чрезмерной расслабленности и курортном менталитете? В отсутствии милосердия и сострадания у местных жителей? Эти вопросы обсудили 5 сентября в ходе Круглого стола (организован Фондом им. Валентины Богдановой), на котором собрались представители благотворительных организаций Сочи и тех, для кого помощь другим – образ жизни.
В благотворительности никогда не услышишь слово «много». Всегда не хватает средств, волонтёров, физической и психологической помощи… Люди, самостоятельно развивающие благотворительность в регионах, работают на энтузиазме и вере в свои силы. Что не так с благотворительностью в Сочи?
Недоверие в сфере благотворительности рождается не на пустом месте. Мошенники в современном мире никуда не исчезли. Люди боятся жертвовать, поскольку не знают, действительно ли нужна помощь или это просто развод на деньги? Например, в Германии есть специальный портал, на котором можно узнать информацию о благотворительных инициативах. Все заявки перед публикацией тщательно проверяются, отклоняется до 70%!
— Мы работаем 5 лет и столкнулись с проблемой недоверия как со стороны благотворителей, так и со стороны благополучателей, — рассказывает София Минина, руководитель благотворительного сообщества «Семьи Сочи». – Пришлось долго заниматься имиджем, чтобы это доверие сформировать. Было бы эффективнее, если в Сочи появился союз благотворительных организаций. Во-первых, можно было бы совместно решать многие задачи. Во-вторых, это повысило бы взаимодействие между организациями.
— В Сочи благотворительность не так развита, как, например, в Москве, — говорит Наталья Шиллингер, директор Центра «Служба поддержки особенных детей и их родителей «МЫ Вместе». – Там есть крупные фонды, во главе которых стоит известная личность. Для людей всегда важно куда жертвовать и кому доверять. Когда это Константин Хабенский, Чулпан Хаматова или Наталья Водянова, то доверия больше, плюс другие деньги. У нас в Сочи такой возможности нет. Но на местном уровне всегда работают: репутация, опыт и умение взаимодействовать с теми, кто даёт ресурс (благотворители, администрация, СМИ).
Не все благотворительные организации идут в ногу со временем. Традиционный способ собрать пожертвования – через душещипательную историю и слёзы. Однако с ним не согласны многие представители благотворительного движения.
— Мне не нравится, когда при сборах средств давят на жалость и через детские слёзы собирают деньги, — считает Юлия Арифулова, основатель и руководитель благотворительной организации «Скорей добрей». – Это может быть некомфортно для того, кто жертвует. К благотворительности каждый должен прийти самостоятельно! Поэтому подход во многих случаях необходимо менять.
В России культура благотворительности не сформирована по разным причинам. Всё так или иначе начинается с семьи и школы. Никакой пропаганды благотворительности на государственном уровне и вовсе не существует.
— Развитие благотворительности тормозит отсутствие воспитания милосердия в людях, — объясняет Наталья Шиллингер, директор Центра «Служба поддержки особенных детей и их родителей «МЫ Вместе». – Например, сейчас в школах воспитывают в детях патриотизм. Но почему таким же образом не уделяют внимание развитию сострадания на государственном уровне? Если дети с детства будут учиться помогать ближнему, то общество не будет таким холодным. И благотворительность в России заиграет новыми красками.
— У нас мало сформирована культура помощи, — согласна с этим мнением психолог Кристина Богуславская. – Было бы замечательно, если родители будут прививать своим детям важность благотворительности. Причём не разовой, а системной. Если бы каждый человек в стране жертвовал хотя бы 1 рубль в день на помощь, то ситуация с благотворительностью была бы совсем другая!
— Благотворительность – это такая вещь, которая в голове, — делится мнением Ольга Локтионова, дизайнер. – Тот уровень милосердия, когда у тебя есть желание чем-то поделиться. Это также нужно воспитывать как в себе, так и в своих детях. Благотворительность может быть модной! Когда люди будут воспринимать благотворительность как правильный для себя поступок, только в этом случае жизнь изменится. Нужно начинать с себя и зажигать милосердием сердца других людей.
— Не нужно быть богатым, чтобы помогать и творить добро, — говорит Светлана Дудукчян, директор компании «Здоровый мир — Сочи». – Нужно быть просто добрым, этой доброты в обществе сильно не хватает. Нужно повернуться от общества потребления к обществу добра и взаимопомощи. Чтобы каждый человек понимал, что хорошего он может сделать.
Создать некоммерческую организацию в Краснодарском крае сложнее, чем, например, в Москве. Вторая задача максимум – не только выжить, но и развиваться, помогать подопечным. Тенденция последних лет в том, что благотворительные фонды сокращаются.
— Развиваться с нуля благотворительным фондам сложно, поэтому я в последние годы вижу тенденцию к тому, что они не открываются, а закрываются по разным причинам, — комментирует Юлия Арифулова, основатель и руководитель благотворительной организации «Скорей добрей». — Люди готовы жертвовать, но нет достаточного количества инструментов для продвижения фондов. Например, рекламные щиты в Сочи не работают. Соцсети – да, хороший инструмент. Но это всё, что у нас есть. Хорошо, если подобные круглые столы, на которых могут собраться представители благотворительных организаций, в Сочи будут проходит на регулярной основе.
— В Краснодарском крае сложно зарегистрировать НКО с первого раза, регистратору проще отказать, чем сказать, а как сделать правильно, — говорит Татьяна Мананко, адвокат, член Молодёжного парламента при Городском собрании Сочи. – Необходимо больше помощи и информирования об этих процессах.
Увы, про благотворительность не говорят по федеральным каналам и рекламы в хорошем смысле слова организациям не хватает.
— СМИ, в частности радиостанции, не имеют права поддерживать те или иные благотворительные проекты, — комментирует Людмила Кузнецова, директор филиала «Европейская медиагруппа» в Сочи. – Поддерживаем завуалировано, то есть, приглашаем в эфир знаковых людей в городе, чтобы они рассказывали о своих проектах и добрых делах.
— Даже если человек хочет помочь, то у него нет понимания, что именно делать, куда бежать и кому помогать, — говорит Евгения Семёнова, психолог. – Также люди боятся, что отдадут не в те руки и помощь не дойдёт до адресата.
Стопорится и взаимодействие с администрацией. Например, благотворительным фондам необходимы площадки для проведения мероприятий. Это могло бы стать мощным инструментом для пропаганды добрых дел.
— Очень хочется взаимодействия с местными властями, чтобы была возможность провести общегородскую благотворительную акцию, привлечь внимание к теме, — комментирует Юлия Арифулова, основатель и руководитель благотворительной организации «Скорей добрей». — Но пока что найти контакт с администрацией у нас не получается.
У большинства благотворительных фондов есть критерии, по которым они либо помогают, либо отказывают в помощи. И одна из самых жёстких формулировок звучит так: «Вы недостаточно больны!». За бортом благотворительности остаются тысячи детей, которым фонды отказали в помощи. Евгения Суфиянова, генеральный продюсер GASTREET INTERNATIONAL RESTAURANT SHOW и других мероприятий на курорте, решила помогать именно таким детям:
— Началось всё с мальчика, который родился без мочевого пузыря. Врачи ему сказали, что всю жизнь ему придётся жить с трубками. Благотворительные фонды не хотели им заниматься, поскольку он «недостаточно сильно болеет». В итоге ему нашли доктора в Великобритании, который скроил ему мочевой пузырь из его же тканей. И всё прижилось! Но мальчику нужна была поездка к врачу в Лондон, проживания, для семьи ребёнка, которая живёт в деревне, это неподъёмная сумма. И мы общими усилиями собрали деньги! Я поняла, что силами моих соцсетей это сделать вполне реально. Дело в том, что у моих подписчиков ко мне есть доверие. И они очень хорошо откликаются на подобные просьбы о помощи. Потом детей становилось всё больше, я решила объединить их на одной странице в соцсетях. Всех тех, кому отказали в благотворительных организациях. Понимаете, дети могут выглядеть вполне себе здоровыми, но они не ходят и не говорят. Им также нужна помощь. Обращаю внимание, что у меня не фонд и не организация! Это моя страница, Жени Суфияновой, которую читают большое количество добрых людей. И что я рассказываю о детях, которым нужна помощь здесь и сейчас.
В Сочи с 10 ноября по 10 декабря силами общественных организаций планируется провести Большой благотворительный месяц. Если вы хотите, чтобы о вашей благотворительной деятельности узнали как можно больше сочинцев, обращайтесь в редакцию News & Meanings. Мы с удовольствием расскажем вашу историю на нашем новостном портале!
Материалы по итогам Круглого стола от 5 сентября можно прочесть здесь и здесь!