фото «Финансы от КП.ру»
Наши коллеги из редакции «Своё Дело Плюс» опубликовали интереснейший материал, в которой Дмитрий Алексеев, основатель сети магазинов DNS, изучает свежий отчёт маркетплейса Ozon и даёт свои роскошные комментарии, вскрывая «секреты» успеха нового сегмента экономики. Всем, кто в бизнесе, рекомендуем к прочтению!
Уберизация многих секторов экономики – это почти всегда хакинг налоговой системы
Данный материал подготовлен по мотивам следующей статьи:
«Дмитрий Алексеев: «Как ни крути, в “отсутствующих” магазинах OZON работает минимум 163,5 тыс. человек!»
Дмитрий Алексеев, основатель сети магазинов DNS, подсчитал, изучая свежий отчет Ozon, что такой маркетплейс, не имея продавцов как компания, трудоустроил 163,5 тыс. человек и, не будучи торговым предприятием, занимает площади в 1,6 млн кв. м, которые по сути являются торговыми – там ведь продают товары. Или выдают?
«Как-то в массовом сознании считается, что за маркетплейсами будущее, так как они очень технологичны, нет магазинов, существенно меньшие издержки и т. д. А я вот взял свежий отчет OZON, добавил свои экспертные оценки и прикинул экономику. Смотрите, что получилось:
ПВЗ OZON требует минимум 20–30 кв. м площади, и если взять 65 тыс. ПВЗ и умножить на 25 кв. м, то получим 1,6 млн кв. м. Это примерно соответствует площади магазинов DNS, и, соответственно, «не имея» магазинов, OZON уступает по площади магазинов только X5 и Магниту. Ну да, и при этом в этих магазинах не представляют товар для клиентов.
В одном ПВЗ не может работать меньше 2,5 человек на точку. Семь дней в неделю по 12 часов – это 84 часа; при 40 часовой рабочей неделе это чуть больше двух человек, а ещё люди болеют и уходят в отпуска. Так что, как ни крути, в «отсутствующих» магазинах OZON работает минимум 163,5 тыс. человек. Для справки: в DNS трудятся примерно 25 тыс. человек, т. е. OZON входит в пятерку сетей по количеству продавцов.
Стоит также отметить, что, скорее всего, стоимость кв. м обходится дороже для ПВЗ, чем для магазинов DNS или Магнита. ПВЗ должен быть на проходном месте, а удельная аренда тем выше, чем меньше помещение.
Если предположить, что OZON отчисляет примерно 5% от оборота франчайзи, который открывает ПВЗ, то в среднем на один ПВЗ приходится 213 тыс. ₽ дохода в месяц. Этого явно не хватает, чтобы содержать 25 кв. м зала и 2,5 работника, даже при выплате черной ЗП. Следовательно, существенная часть ПВЗ сейчас работает в убыток, рассчитывая на рост оборота в будущем.
Если у OZON сейчас 600 тыс. селлеров, то в среднем на одного приходится 465 тыс. руб. оборота. Немного, но нужно помнить, что оборот распределён неравномерно: как минимум 80 % оборота приходится на 20 % селлеров. Т. е. средний селлер из оставшихся 80 % имеет оборот 116 тыс. руб. Иными словами, большинство ничего не зарабатывает.
Если у OZON 3,6 млн кв. м складов, а компания занимается сортировкой и хранением нескольких миллионов артикулов, то по моей экспертной оценке на 30 кв. м склада приходится как минимум один складской работник. Следовательно, всего на складах OZON трудится примерно 120 тыс. человек.
Если считать, что 25 % заказов выполняется с доставкой курьером, а в среднем на курьера приходится не более 12 доставок в день, то в OZON должно работать как минимум 100 тыс. курьеров.
Я даже не буду анализировать логистику OZON, которая тоже очень затратная: она индивидуальная (вы возите не объём груза, а миллионы индивидуальных посылок) и при этом имеет высокий процент возвратов и обратной логистики. Но даже если посчитать только три категории работников – сотрудников ПВЗ, кладовщиков и курьеров – получится 385 тыс. человек. Кажется, что это больше, чем число сотрудников X5 и Магнита. Вот так: вроде и нет магазинов, а площадей и работников больше, чем с магазинами.
Также нужно отметить, что магия и технологичность работы всех этих 385 тыс. человек заключается в том, что никто из них не числится штатным сотрудником OZON. Если они и трудоустроены, то как самозанятые, через ИП или по договорам ГПХ.
Вот такая вот экономика. Но при этом, сразу хочу сказать, что я ни в коей мере не отрицаю знаковое место маркетплейсов в розничной торговле. OZON прекрасная компания. Это действительно новое слово и множество товаров просто не были бы куплены, если бы не было OZON. Но магия с ценами на маркетплейсах объясняется не какой-то особенной информационностью экономики и низкими издержками, а тем, что маркетплейсы дотируются со стороны государства, которое позволяет им не платить НДС, не трудоустраивать работников и не заморачиваться контрафактом.
Меня читают знающие люди, так что буду благодарен, если вы меня поправите в расчетах или экспертных оценках», — заключил Дмитрий Алексеев.
Читатели приводят свои мнения:
«Вывод тут совершенно верный, – пишет читатель – единственное внятное преимущество маркетплейсов по отношению к зрелым компаниям, которые существовали до них ранее, это возможность оптимизации налогов на людях, которые у них не устроены (кстати, не устроены они и в ПВЗ) и конечно же недобросовестной конкуренцией по ценам, так как большая доля товаров на МКП – чистый контрафакт».
«Уберизация многих секторов экономики – это почти всегда хакинг налоговой системы, – пишет еще один читатель. – Включая перенос или отмену налогов и издержек».
Но стоит добавить, что покупатели выбирают Озон или Wildberries, ЯндексМаркет и другие маркетплейсы, прежде всего потому, что это удобно, даже если живут в большом городе со множеством магазинов – все на твоем рабочем столе в твоем компьютере или у тебя в телефоне, и тебе не нужно обзванивать или обшаривать в интернете магазины или аптеки в поисках нужного товара. Все есть здесь и сейчас.