Еще в начале весны было понятно – ситуация с кадрами в курортной сфере будет очень и очень напряженной. С одной стороны – рост цен на аренду квартир и домов сделал для многих людей из других регионов экономически бессмысленной поездку на летние заработки на курорт, с другой – предприятий в Сочи с каждым годом все больше, а реальных работников всё меньше…
Эксперты Ассоциации Отельеров АМОС в интервью нашей редакции отмечают – отелям очень не хватает администраторов службы приема и размещения, горничных, супевайзеров, поваров, официантов, электриков, сантехников. Руководители охранных предприятий, иной раз, за месяц успевают принять на работу и почти сразу уволить десятки сотрудников – очень уж не соответствует их уровень требованиям закона и стандартам самих компаний.
Вакансии от предприятий курортной сферы снова и снова публикуются на специализированных ресурсах, но острота проблемы только нарастает. На некоторые позиции откликов нет месяцами.
Но сегодня мы хотим поговорить о другой стороне – ввиду отсутствия необходимого числа сотрудников и руководителей, на тех, кто уже работает, нагрузка вырастает в разы! Им приходится работать и за себя, и за того парня.
А клиент с каждым годом становится все требовательнее. Ожидания растут. Ведь стоимость путевок с каждым годом все выше и выше, а неся столь серьезные затраты на путевку, гость выдвигает все больше требований и к самому отелю, ресторану, кафе. И тем сотрудникам, кто уже и так работает за двоих или за троих, приходится нести эту нагрузку на себе…
Последствия серьезны – стресс, выгорание, хроническая усталость, увольнение
Учитывая важность вопроса, редакция «Новости & Смыслы» обратилась к Дмитрию Владимировичу Богданову, эксперту с колоссальным управленческим опытом, не раз и не два успешно преодолевшим самые сложные вопросы и проблемы, в том числе и с усталостью, выгоранием персонала. Мы спросили Дмитрия Владимировича, как он справлялся с этой проблемой:
— Раньше, буквально еще 8-10 лет назад, все было значительно проще. Туристический сезон на побережье начинался по факту в конце мая – начале июня, персонал, конечно, к концу лета выматывался и уставал, но как-то дорабатывал еще месяц и курорт снова уходил в межсезонье. Соответственно, проблема выгорания не была столь актуальной.
Сейчас уже в январе-феврале во многих отелях и санаториях мы видим весьма высокий процент загрузки. Реально к майским праздникам часть персонала уже испытывает проявления хронической усталости, стресса, выгорания. К июлю подобное встречается практически везде. А сезонного персонала, который ранее брал на себя часть нагрузки, сейчас катастрофически не хватает. В итоге сотрудники, особенно фронт-офиса, сферы общепита, руководители среднего и высшего звена, испытывают колоссальные нервные и психологические нагрузки.
В бытность мою генеральным директором санатория мы прописывали целый комплекс мероприятий, которые значительно смягчали данную проблему и позволяли сберечь персонал, сохранить нужный нам уровень сервиса, пройти пик сезона максимально достойно.
В числе некоторых шагов точно могу порекомендовать:
И, конечно, самое главное – надо комплектовать штат заранее, обучать сотрудников, быть готовыми к пиковым нагрузками, как к чему-то уже привычному и невносящему элементы хаоса в работу предприятия. Но для этого нужно уметь работать с целями, со стратегией, с системой ценностей предприятия, чтобы оно было привлекательным для лучших специалистов и позволяло не испытывать проблем с персоналом.
С Дмитрием Богдановым из Ассоциации Отельеров АМОС, согласен и другой наш эксперт Денис Осин (на фото), квалифицированный психолог, гештальт-терапевт, имеющий большой опыт работы и в hr-сфере:
— Проблема хронической перегрузки из-за большого объёма задач, высокого уровня стресса, и, что самое важное, отсутствия привычки к правильному хорошему отдыху, больная точка многих компаний.
В специфике сезонных высоких нагрузок был свой минус — люди очень сильно уставали, но был и плюс, в низкий сезон, когда была возможность жить обычной жизнью, большинство могли восстановиться. Современные реалии приводят нас к тому, что сезон в Сочи становится круглогодичным.
Уверен, этому с одной стороны очень радуются руководители и владельцы отелей, санаториев и ресторанов, но с другой — вызов, с которым сейчас сталкиваются многие компании, оказался в новинку. И нет понятных алгоритмов действий.
У меня в прошлом есть опыт решения сложностей сотрудников, влияющих на качество работы и результаты компании.
Я и мои коллеги видим несколько факторов, из которых складывается переутомление:
У меня есть опыт сотрудничества с крупными объектами размещения в Сочи, где руководство внимательно относилось к проблемам хронического стресса у работников. Это был успешный опыт, в рамках которого мы сделали серию диагностических встреч, определи состояние сотрудников на самых напряжённый участках работы. И потом проведена дополнительная работа с теми, кому нужна была помощь.
Кроме этого, я написал для руководителей и топ-менеджеров здравницы ряд рекомендаций, которые позволили компании предпринять действия для восстановления сотрудников.
Основная проблема, которая создаёт проблему — постоянные нагрузки без качественного отдыха. Если грамотно относиться к себе и сотрудникам, то можно сохранять высокую эффективность работы без проблем для здоровья.
Прочитать о стрессе и о том, как с ним справляться, можно здесь!
***
А как у вас на предприятии с выгоранием сотрудников и руководителей среднего и высшего звена?!
Если проблема более чем актуальна – напишите об этом нам в редакцию и мы, вполне возможно, предложим хороший проект по решению данной задачи. Если же у Вас есть успешный кейс о том, как вы справились с этой проблемой и вы готовы поделиться им с другими компаниями – мы с удовольствием вам в этом поможем!
Контакт в редакции «Новости & Смыслы» — Александра Мирошникова, президент Клуба маркетологов г. Сочи, pr-директор Ассоциации Отельеров АМОС, тел./whatsapp +7 (938) 869-90-40.
Еще больше интересных и полезных материалов по теме бизнеса читайте здесь, по теме туризма – здесь!