Татарстан – один из самых развитых в плане санаторно-курортной сферы регион в России. Местные профсоюзы владеют целой сетью санаториев, не отстают и нефтяные компании. Есть много независимых здравниц. Но реновация, в той или иной мере, нужна уже практически всем. О том, как Петр Пивоваров, известный дизайнер из Сочи, помогает меняться к лучшему санаторию «Радуга» в Набережных Челнах, — в нашем материале…
— Сейчас все дизайнеры России стремятся поработать в вашем родном городе Сочи, потому что именно здесь активно идет строительство, реновация санаториев, отелей, апартаментных комплексов. Как так получилось, что сочинский дизайнер сотрудничает с санаторием в Татарстане? Откуда о вас узнал руководитель объекта в Набережных Челнах?
— Нас познакомил Дмитрий Богданов, вице-президент Общероссийского Союза индустрии гостеприимства и председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС. Он узнал от руководителя «Радуги» Дмитрия Синтишевского о планах по реновации и порекомендовал им меня в качестве опытного практикующего дизайнера. В 2015-м Дмитрий Богданов доверил мне разработку дизайна интерьера офиса туроператора «Здоровый мир – Сочи» на улице Советской, я же проводил и авторский надзор.
Затем была масштабная работа в одном известном санатории в Адлере, где я разработал дизайн библиотеки, переговорной, части медцентра, двух этажей номерного фонда и номера повышенной комфортности, холла, конференц-зала, кафе и санузлов на 1-м этаже столовой. Одним словом, Дмитрий Владимирович успел понять мои компетенции и характер. Я очень рад, что мы вместе смогли реализовать решения, которые повысили спрос на объект и увеличили качество комфорта во время лечения людей. Руководитель санатория в Набережных Челнах к рекомендации отнесся с доверием и пригласил меня в Татарстан.
— Итак, вы полетели в Татарстан. Что вам запомнилось в самом санатории «Радуга»? Какие у него есть уникальные преимущества?
— Я прилетел в Казань. Водитель вез меня на машине в Набережные Челны, это более 300 км. Поздняя осень, первый морозец. Широчайшая река Кама и ее притоки. Санаторий «Радуга» находится в центре Национального парка «Нижняя Кама» в окружении соснового леса, «Святой ключ близ Елабуги» и Шишкинские леса. Комплекс из нескольких корпусов, открытых в конце 80-х, потом отремонтированных в 2000-х. Все, что нужно для качественного отдыха, лечения, восстановления гостей, в нем есть — активный отдых, свой пляж, озера, зимний каток и лыжные трассы. Детский лагерь.
Я жил в стандартном номере в одном из корпусов. У всех номеров открываются потрясающие виды на сосновый бор или на озера. Большое богатство санатория «Радуга» — люди. Персонал очень внимательный, улыбчивый, видно, что это идет от сердца, естественно. Размеренные и спокойные люди. Мне запомнился воздух и вид вокруг. Слитность человека и природы. Все располагает к отдыху, восполнению энергии.
— Какой был запрос у генерального директора «Радуги» Дмитрия Синтишевского? Что ему нужно было в первую очередь?
— Сам запрос по реновации очень схож с предыдущим объектом, который я реализовывал. Действующий санаторий, на самообеспечении. Проводить реконструкцию можно только постепенно, ежегодно этапами. У Заказчика есть примерная идея и плановость ремонта. Я отправил предварительные вопросы — «дорожную карту», на которые руководитель со своей командой отвечает. Пока руководитель на них отвечает, он сам структурирует свои цели и задачи, понимание, для чего он хочет этих изменений, какие службы у него будут задействованы и кто за что будет отвечать. Выстраивает идеологию в коллективе, определяет ценности, находит новые возможности и перспективы. Возможно, меняет свой подход и оценку.
Затем мы совместно все обсуждаем, согласуем стадии реконструкции, бюджет примерный. Далее я индивидуально подбираю состав проекта, какая информация необходима на определенном этапе проектирования, сроки. Так формируется стоимость проекта, а не из квадратных метров.
— Работы много, все очень ответственно. Вы летали в Набережные Челны, собирали необходимую информацию. Кого из коллег вы позвали делать этот проект?
— Пригласил вместе разрабатывать проект очень опытного специалиста. Его зовут Илья Ильченко, он из семьи архитекторов, учился в Ростове-на-Дону. У него есть хороший опыт работы в сегменте HoReCa. Это очень важно, так как далеко не все, даже опытные и талантливые архитекторы, дизайнеры и проектировщики имеют опыт в реновации объектов гостиничной и/или санаторно-курортной сферы – а без этого опыта результаты могут быть сильно слабее.
— Что вы в результате сделали по номерам «Радуги»?
— Первостепенно мы провели анализ этажа с тремя разными типами номеров. Сложность заключалась в том, что в номерах живут люди, и объект работает. Хотя с виду номера похожи, они все отличаются по размерам. Обмеряли все номера, сверяли техническую документацию с фактическим расположением коммуникаций и конструкциями здания. На основе всего этого в технологии создали объемные модели номеров для санатория «Радуга». Изменили планировочные решения, исходя из функций и образа проживания людей. Создали четкую типологию размеров самих номеров, применяемой мебели и дизайн-решений. В пояснительной записке отразили основные рекомендации по технологическим решениям помещений (отопление, вентиляция, конструкции стен, полов, потолков и т. д.), применяемых отделочных и конструктивных материалов, согласно регламентов и норм.
Теперь выданные нами данные Заказчик может передать разным смежникам и подрядчикам для предварительных расчетов и разработки своих разделов. Заказчик видит основное решение и может проанализировать финансовые вложения. Следующий этап – это разработка рабочей документации и реализация. Хочу заметить, что это не просто отвлеченная концепция, а реальные рабочие решения, которые только уточняются.
— А потом директор решил попробовать выиграть тендер на реконструкцию пляжной полосы у озера. Что необходимо было подготовить вам?
— Мы за месяц разработали дизайн-концепцию развития территории пляжа у озера на основе технической документации. Это тоже оказалось непросто – нужно было учесть массу факторов, в том числе негативный опыт подобных проектов в Татарстане и в других регионах Поволжья, чтобы не допускать тех или иных ошибок, отрицательно влияющих на итоги проекта…
— Вы разработали дизайн концепцию развития пляжной территории озера Криворуля, с дальнейшей реализацией. Ваш проект получил республиканское финансирование и занял 3-е место на конкурсе представленных работ. Поздравляю! Работы ведутся. Вы ведете консультации онлайн? Как это происходит?
— Мы по графику устраиваем коллективные «встречи» онлайн. После каждой встречи, консультации фиксируем всю информацию и решения в отчете. Общаемся с Заказчиком, исполнителями проекта, сотрудниками нанятых им компаний по реализации нашего проекта. Много общения, много цифр, материалов, уточнений. Работа интересная. Так как реализация происходит по стадии концепция, нам необходимо сопровождать процесс реализации – консультировать, контролировать и корректировать технические решения подрядчиков и службы Заказчика. Менять материалы, не входящие в бюджет. Также – всех держать в рамках концептуальной идеи проекта.
У нас решения и узлы индивидуальные, влияющие на эстетику архитектуры, на них часто подрядчики не обращают внимания и не изучают проект. Выдают сметы и решения типовым методом: «Мы скажем, а потом будем на месте думать» и делают, как умеют. Поэтому необходим контроль, постоянные переговоры, где мы просим подрядчика предоставить различную информацию, как они будут выполнять те или иные решения и корректируем их, до их производства. Учимся друг у друга.
— В каждой беседе вы говорите, что важен не сам дизайн по себе или сама архитектура по себе, а та идея, которую дизайнер или архитектор находит для объекта и пробует воплотить в проекте и потом реализовать в реальности. Давайте поговорим об этом подробнее. Мало красивого, удобного, безопасного? Надо именно отыскать смыслы? А для чего? Знаю, что эта тема идентификации особенно вас печалит в связи с «буйной» застройкой в Сочи. Так почему эти смыслы для реконструкции-реновации и возведения нового так важны?
— Недавно пришли слова: современный город – отражение желаний людей. Ведь каждый человек стремится воплотить в реальности свои желания. С этим можно не соглашаться, я понимаю. Когда-то города строили и на болотах, как Санкт-Петербург, или на узкой полосе между морем и горами, как Сочи. Хотя чаще города возникали там, где людям было более-менее удобно жить с давних времен. И часто это были идеи и видение небольшого круга лиц. Но потом, когда город сформировался, все немного меняется. В город люди едут, чтобы реализовать свои мечты, свои представления о комфортном месте проживания.
Получается, в одном месте находится большое количество людей, формирующее общее коллективное сознание, со схожими идеями, которые быстрее воплощаются. Так город и наполняется объектами с тем назначением, которые обеспечивают потребности большей части населения. А эстетика архитектуры и пространства только отражает заложенные в них смыслы. Какое мировоззрение человека, какие культурные ценности, такое и отражение вокруг.
Каждый человек ищет свои смыслы на основе своих ценностей.
Материальный мир наполнен различными инструментами для реализации своих задуманных идей. Дизайн или архитектура так же, как и любая бизнес-схема, – только инструмент. Вопрос, — с каким посылом и целями человек пользуется этими инструментами.
С ростом технического прогресса и информационных технологий реализация происходит быстро. С одной стороны это плюс, с другой минус.
Смыслы дают местам и объектам дополнительную энергию и широту возможностей. Так людям понятнее, что перед ними, какие идеи и цели заложены в то или иное здание, как они, возможно, менялись. История, ландшафт становится частью объекта. Он не сам по себе висит в воздухе, а потом приземляется на грунт, как это в последнее время часто происходит в Сочи. Взять Колизей или Башню на горе Ахун, Термы Каракаллы или курорт «Мацеста», Собор Святого Петра, Храм Василия Блаженного или сочинские горные монастыри. Это же касается всего: санаториев, отелей, кафе и ресторанов, общественных зданий, парков… Почему это так называется, может быть, в честь кого-то или какого-то события, что здесь было раньше. В связи с этим часто размышляю о судьбе курорта «Кавказская Ривьера». С него начинался Сочи, можно сказать. Нынешнему поколению он стал не нужен, то есть людям не нужно свое наследие? Я изучал его интерьеры на последних курсах института, находил архивы, перерисовывал. Верю, что знаменитый роскошнейший комплекс будет восстановлен. И сочинцы смогут с гордостью, а не с грустью показывать его гостям.
Да, архитекторы и дизайнеры способны и призваны генерировать эти смыслы.
Смыслы дают возможность человеку находить вдохновение, развиваться самому и развивать пространство вокруг себя. Не просто выполнять требования заказчика, застройщика освоить и сколотить коробку с квадратными метрами, а созидать объект, наполненный смыслом. Тогда ему, скорее всего, предстоит долгое успешное плавание в океане истории. Могу очень долго рассуждать на эту тему. Лучше ей посвятить отдельный разговор.
Я рад, что руководитель «Радуги» понимает нас и готов реализовывать богатство смыслов в своем санатории.
Беседовала Анна Петросян.
СПРАВКА:
Петр Пивоваров — руководитель студии интерьеров «Ижица-дизайн» (IJECA-DESIGN.RU), член Союза «Торгово-промышленная палата Сочи», сооснователь и председатель Ассоциации дизайнеров Сочи, опыт в дизайне – более 20 лет
Еще больше интересных и полезных материалов, статей и интервью по теме реновации читайте здесь, по теме туризма – здесь!