Честно сказать, в других странах таких примеров тоже немало. По данным исследования Teikoku Databank и Bureau Van Dijk, проведенного в 2019 году, на втором месте – США, где 19 497 таких компаний, на третьем – Швеция с 13 997 компаний. Но Япония однозначно впереди планеты всей. По состоянию на март этого года количество компаний-долгожителей, с момента основания которых прошло более ста лет, составило 37 550. Цифры говорят сами за себя.
Компания, существующая с периода Асука (538 — 710 г.г.)
Старейшей компанией в Японии является строительная компания «Конго гуми», Осака, начало деятельности которой восходит к 578 году – период Асука. По данным компании, ее основателем является один из мастеров, приглашенных принцем Сётоку в Японию из древнего корейского государства Пэкче.
Кондитерская компания «Торая», Токио, знаменитая своим ёканом (японский мармелад), также имеет весьма долгую историю.
Начало деятельности компании восходит к периоду Муромати (1336 — 1573 г.г.). Сохранились документы о подношении сладостей ко двору в период правления императора Гоёсэй (1586 — 1611 г.г.) Сохранились и различные исторические предметы, такие как «сборники образцов сладостей» – прообразы каталогов для заказа кондитерских изделий, – деревянные формы для производства и пр.
Почему же японские компании существуют так долго?
«В первой секции Токийской фондовой биржи (куда входят компании с наибольшей капитализацией) зарегистрировано 589 компаний-долгожителей, имеющих более чем 100-летнюю историю. По этому показателю с ней не может соперничать ни одна другая биржа мира», — отмечает представитель отдела анализа информации консалтинговой компании Teikoku Databank.
Среди японских компаний-долгожителей большинство компаний управляется собственниками: их более 51% от общего числа. Япония в этом совершенно уникальна.
По данным Teikoku Databank, старейшей зарегистрированной на бирже компанией в Японии является «Мацуи Констракшн», Токио, основанная в 1586 году в период Адзути-Момояма (1573 — 1603 г.г.). История компании началась всего через четыре года после «инцидента в храме Хонно-дзи», когда в результате предательства генерала Акэти Мицухидэ был убит первый объединитель Японии Ода Нобунага.
Компания была создана мастером Мацуи Какуэмон, когда по приказу второго правителя княжества Кага Маэда Тосинага им был получен заказ на строительство замка Морияма в Эттю (современная префектура Тояма). С начала периода Мэйдзи (1868 — 1912 г.г.) компания «Мацуи Констракшн» участвовала в строительстве, реконструкции и ремонте более 2 000 храмов, замков и других сооружений, включая реконструкцию главного здания храма Цукидзи Хонгандзи.
Мацуда Юкио, генеральный менеджер компании, отмечает: «Наша социальная миссия – передавать (следующим поколениям) разнообразные традиционные строительные техники, которые мы выработали с момента основания компании, и продолжать работать с гордостью и уверенностью».
Профессор Исагаи Ёсинори, факультет управления Университета Кэйо, делает следующий вывод из своего анализа особенностей Японии, приводящих к появлению большого числа компаний-долгожителей: «Семейный бизнес, непрерывно продолжающийся долгие годы, больше заботится не об увеличении прибыли, а о том, чтобы передать семейное дело и традиции следующим поколениям».
Кроме того, существует множество примеров, когда компании с вековой историей имеют взаимовыгодные отношения с региональными сообществами, создавая региональные бренды и реализуя совместные проекты развития.
По материалам статьи Морисита Каэдэ для газеты «Asahi» 30 мая 2022 г.
***
О развитии бизнес-сообществ в Сочи и на Юге России читайте здесь!