2022 – юбилейный год для мировой Египтологии. Ровно 200 лет назад произошла дешифровка иероглифов, и ровно 100 лет назад была открыта гробница Тутанхамона. В Москве и в Санкт-Петербурге идут разные мероприятия, конференции, выставки, а вот для Сочи и Юга России египтология, часто, дело не очень знакомое.
Будучи страстными сторонниками изучения истории и всего наследия человечества, News & Meanings обратились к Виктору Солкину, одному из самых известных египтологов современной России, с просьбой ответить на несколько вопросов…
— Виктор, для очень многих людей в России именно Вы — лицо нашей российской египтологии и страстный популяризатор всего, что связано с Древним Египтом. Но есть и те, кто не знаком с Вами либо знаком очень поверхностно. Расскажите — как Вы пришли к изучению истории Древнего Египта и почему считаете для себя важным знакомить других людей с этой темой?
— Тема Египта пришла в мою жизнь рано и неожиданно. Мне было 7 лет, когда родители привели меня в ГМИИ имени А.С. Пушкина на одну из выставок западноевропейского искусства. Совершенно случайно я оказался в египетском зале и меня потрясла его атмосфера и памятники. Колонны в виде связок папируса. Потолок – звездное небо, сфинксы, мириады амулетов и иероглифические надписи на каменных стелах. Я хорошо помню свое состояние – потрясение от увиденного. Дальше, несмотря на сопротивление семьи, мне удалось настоять на своем.
Немалую роль сыграло и то, что в ответ на мое письмо, написанное десятилетним ребенком, директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский прислал подробный ответ, сориентировав в том, что и как надо изучать, к чему стремиться. Эдакая путевка в жизнь. Позже, еще старшим школьником, меня взяла на работу своим личным ассистентом Светлана Измайловна Ходжаш – египтолог, долгие десятилетия заведовавшая Отделом Востока Пушкинского музея. Было много трудной и монотонной работы, но она многому научила и с лихвой компенсировалась возможностью держать в руках многие сотни подлинных египетских памятников. Сложно описать свои чувства, когда ты держишь в руках деревянную ладью 21 века до н.э., на которой дух египтянина должен был совершить таинственное посмертное паломничество в город Абидос, где почитался Осирис – бог бессмертия. Такого было много и мой опыт был абсолютно уникален.
Уже потом началось изучение древнеегипетского иероглифического письма в системе РАН, первые поездки в Египет, первые экспедиции, конференции и многое другое. Египет поражает своим наследием – как его красотой, так и невероятной глубиной мысли. Тем, что тебе так дорого на протяжении почти всей сознательной жизни, хочется и нужно делиться, тем более что в России почти не переводятся важнейшие труды по египтологии, которые массово публикуются на европейских языках. Именно поэтому, например, я более 20 лет перевожу для русскоязычных читателей важнейшие новости египтологии, создаю актуальное информационное поле в своей специальности.
— Какие, на Ваш взгляд, уроки и смыслы современное общество может вынести для себя из истории Древнего Египта?
— Египтяне совершенно по-особенному относились ко времени и к культурной памяти, которая была стержнем их цивилизации. В ее основе лежало понимание о «рен» — имени человека. Пока помнят имя и то, что человек совершил при жизни – он поистине бессмертен. Именно поэтому, например, от Древнего Египта дошло намного больше имен художников мудрецов, архитекторов, литераторов, чем от всего остального древнего мира. Понимание человеческого долга, предназначения делала жизнь египтян очень цельной, вписанной в то, что они называли «Маат» — справедливость, гармония, миропорядок.
В этой парадигме очень интересно выстраивались отношения человека с миром богов и с сонмом ушедших предков, так как египтян смерть — это всего лишь переправа на другой берег реки, туда, где обитают вечно живые души и боги. Египетский мир, в отличие от нашего намного менее суетный, наполненный смыслами и размышлениями о человеке, долге, чести, судьбе и том, что остается после человека на этой земле для потомков. У них была очень непростая, часто совсем непродолжительная – 30-35 лет – но очень наполненная и осознанная жизнь. Мне кажется, многое из этого очень актуально современному человеку, погрязшему в потребительских страстях, технологической гонке и абсолютной бессмысленности существования.
— Чей вклад из российских и советских деятелей науки Вы хотели бы особо отметить в год 200-летия египтологии?
— Российская египтология XX века – это созвездие уникальных специалистов, многие из которых делали поразительные открытия, не имея возможности побывать в Египте. Многолетняя хранительница египетской коллекции Эрмитажа Милица Эдвиновна Матье создала великолепные исследования по искусству Древнего Египта. Юрий Яковлевич Перепелкин, часто писавший «в стол», не желая подчиняться политической парадигме своего времени, был ведущим специалистом по Амарне – знаменитой эпохе правления фараона-религиозного реформатора Эхнатона и его жены Нефертити.
Олег Дмитриевич Берлев, наследие которого я храню в Москве, был настолько ярким специалистом, что ему одинаково блестяще удавались исследования социально-политической истории Египта и издания лучших памятников египетского искусства из музейных собраний СССР. Я знаю нескольких европейских египтологов, которые специально учили русский язык, чтобы прочитать исследования Берлева в оригинале. Увы, на смену этим блестящим ученым пришло новое поколение египтологов, среди которых фигур такого масштаба, увы, не было, хотя они могли без затруднений оказаться в Египте и даже начать там археологическую деятельность.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть с благодарностью первого русского профессионального египтолога – Владимира Семеновича Голенищева блистательного филолога и собирателя египетского искусства, с коллекцией которого я, преисполненный восторгом, работал когда-то в Пушкинском. Все эти люди – блестящие основоположники русской науки о Египте и мне хочется верить, что на этой почве еще появятся новые яркие имена среди молодых ученых.
— Как и в чем знакомство с историей и культурой Древнего Египта может быть полезным нашим согражданам?
— Россия совершенно по-особенному, мирно и заинтересованно открывала для себя Восток. Удивительно, но первые упоминания русскими путешественниками Египта датируются 14 веком. Дальше наша страна накопила удивительный багаж знаний — это коллекции, исследования, очень глубокое и интересное понимание «страны Востока» в целом и Египта в частности. Дальше что-то важное для себя в этом огромном наследии может найти каждый. Для кого-то этим обретением станут поразительные древнеегипетские тексты о сущности человека, кому-то суету и обыденность жизни помогут преодолеть шедевры египетского искусства, а кто-то, глядя на примеры, пришедшие с берегов Нила, найдет совершенно другие смыслы в своей жизни, которая станет иной по качеству. Без обращения к прошлому как к сокровищнице бесценного наследие будущего у человечества нет.
— Какие книги (в т.ч. и ваши), какие видеоматериалы Вы бы могли посоветовать начинающим любителям истории, которые только-только начинают прикасаться к истории этой потрясающей цивилизации древнего мира?
— Из своих книг порекомендую очень популярную у многих книгу «Египет: вселенная фараонов», которая выдержала несколько переизданий и которая дает панорамное видение египетской цивилизации, ее достижений и особенностей. Тем, кому интересно египетское мировоззрение советую не пропустить прекрасные переводные книги выдающегося германского египтолога Яна Ассмана.
Мир искусства Древнего Египта — это труды уже упоминавшейся мною М.Э. Матье, однако я обязательно посоветую чаще бывать в музеях, ведь в России египетские коллекции есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Иваново, Казани, Ивангороде, Перми. Старейшая и совершенно замечательная коллекция египетских древностей России хранится в Воронеже – несколько лет назад мы с коллегами подготовили совершенно новую, современную экспозицию этих сокровищ.
Личного диалога с египетскими подлинниками не заменит ни одна книга, а дальше кто знает: может быть, вы захотите начать изучение древнеегипетского языка, чтобы лучше понять удивительный мир фараонов и их подданных. Поверьте, это стоит того. Ну и, конечно нужно ездить в Египет, причем не в зону Красного Моря, а в великие города долины Нила, неспешно и вдумчиво, понимая, что Египет – это не только Каир и древние храмы и гробницы Луксора но и невероятные, потрясающие воображение святилища Абидоса, сохранные подземелья и покрытые подлинной росписью потолки храма в Дендере, многие пирамиды III тысячелетия до н.э., которые не входят в проторенные туристские маршруты и тем особенно впечатляющи. Восток не терпит спешки, требует внимания и доброжелательности, и тогда, может быть, перед вами откроются многие двери, о которых вы и не подозревали.
СПРАВКА:
Виктор Солкин – один из ведущих российских египтологов, автор более 200 научных и научно-популярных публикаций о наследии Древнего Египта, включая шесть монографий и первую российскую национальную энциклопедию «Древний Египет». Куратор целого ряда значимых выставок египетского и ориентального искусства, главный хранитель восточных фондов Библиотеки имени М.А. Волошина в Москве.
На главном фото – богиня Сехмет в Луксорском музее.
Спокойствие и смысл на фоне суеты и тщеты.
Гранодиорит, 14 в. до н.э.
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/c/vvsolkin/videos