Буквально пару месяцев назад мы рассказывали об открытии в Севастополе масштабного музейного комплекса «Новый Херсонес» (ссылка). Если вдруг вы еще не читали – обязательно загляните и познакомьтесь. Но сейчас хотим порадовать вас еще одной важной и весьма приятной новостью – в Египте наконец-то открыт новый большой музей в Гизе!
Дело в том, что наследие Древнего Египта и сейчас в буквальном смысле пронизывает очень многие аспекты жизни современного человека, а великое наследие этой цивилизации до сих пор не в полной мере известно многим в России, хотя полезного там очень и очень много.
Два года назад редакция «Новости & Смыслы» специально обращалась к одному из самых известных египтологов нашей страны и взяла у него интервью. Статья «Виктор Солкин: о Древнем Египте и его смыслах!» очень интересна и мы тоже рекомендуем познакомиться с ней поближе – ссылка!
Но давайте узнаем чуть больше подробностей об открытии большого египетского музея в Гизе, поблизости от трех великих пирамид.
Официальный сайт музея сообщает, что комплекс открыт после 10 лет с начала строительства. В настоящее время туристам доступна ограниченная экспозиция.
— В настоящее время комплекс Большого египетского музея предлагает ограниченный доступ к экспозиции для проверки готовности музея перед официальным открытием. Возможно посещение главной галереи, большого зала, коммерческой зоны и прилегающих садов. Доступ в галереи Тутанхамона ограничен до официального открытия, — говорится в сообщении.
Кроме того, ежедневное количество посетителей музея пока ограничено 4 тыс. человек. При этом дата официального открытия на официальном сайте не уточняется.
Стоимость входных билетов для иностранных туристов составляет 1,2 тыс. фунтов или 2,4 тыс. рублей, для детей и студентов – полцены. Также можно отправиться на полуторачасовую экскурсию с гидом, стоимость билета составляет 1,7 тыс. фунтов или 3,4 тыс. рублей для взрослых и вдвое дешевле для детей. Билеты продаются только на сайте музея.
По словам помощника министра древностей и туризма Аль-Тайеба Аббаса, на строительство Большого египетского музея было потрачено более $1 млрд.
Всего в музее создано 12 залов, посвященных разным периодам в истории Древнего Египта, а количество артефактов в экспозиции достигает более 100 тыс. Все залы открытого типа классифицированы по династиям и хронологическому порядку.
Треугольное основание музея с 800-метровым фасадом конструируется по принципу Треугольника Серпинского (фрактал, один из двумерных аналогов множества Кантора): залы музея будут иметь форму скошенных треугольников с крышей в виде полураскрытого веера. Все линии граней музея будут сходиться в одной точке, как солнечные лучи, что символично отсылает к древнеегипетской мифологии.
Северная и южная стороны музея обращены к пирамидам Хеопса и Микерина, а перед входом запланирован сад с деревьями. Одной из главных особенностей станет полупрозрачная стена из алебастра, образующая фасад здания. Главный зал выполнят в виде атриума для экспозиции крупных экспонатов.
На территории музея также разместятся детский музей, лаборатории, образовательный и конференц-центры. Предусматривается применение современных технологий, в частности виртуальной реальности.
Основные залы музея имеют площадь около 18 тыс. квадратных метров. Экспозиция построена по хронологическому принципу и включает в себя блоки из крупных, знаковых памятников, вокруг которых размещено большое количество памятников меньшей величины и значимости.
Главные темы экспозиции, помимо основных вех истории древнеегипетской цивилизации, это:
Виктор Солкин, известный российский египтолог, о котором мы уже упоминали выше, посетовал в своем «Живом Журнале»:
— Некоторое разочарование невольно охватывает от того, что в основе экспозиции – все те же известные памятники, перевезенные из Египетского музея на площади Тахрир: скульптурные группы Сенусерта I из Лишта и Карнака, коленопреклоненная Хатшепсут, диада Хоремхеба и Мутноджемет, колоссы Рамсеса II из Таниса, колосс Мернептаха с ливийцем.
Есть и новые для публики значимые памятники – саркофаги вельмож нубийского времени из Асасифа, кварцитовые колоссы Аменхотепа III из храмов Маат и Монту в Карнаке, части дворца Мернептаха из Мемфиса, долгие десятилетия лежавшие в хранилищах.
Очень удручает дизайн залов. Они огромные, как и большая лестница со статуями, памятники в них потеряны, общая атмосфера залов напоминает торговый молл или археологическое хранилище, но не продуманную визуально музейную экспозицию со световыми акцентами и концептуальными решениями.
Увы, «международная команда дизайнеров» сильно подвела ожидания тех, кто разбирается в музейном деле. Почти всю атмосферу «съедает» высота залов. Ощущение диалога с памятниками также отчасти разбивают большие стеклянные стены-окна, выходящие на улицу и массивные прорисовки профилей царей и богов откровенно оставляющие желать лучшего.
На фоне всего этого еще более радостно, что старый Египетский музей на Тахрире приводят в порядок, открывают там новые залы, установили свет и профессиональный этикетаж. Лично мне, например, абсолютно понятно, что GEM никогда не станет моим любимым музеем в Каире, им останется изящное и атмосферное старое здание на Тахрире.
По материалам Интефакс, Т-Ж, блога Виктора Солкина и других СМИ.