Почему, в сравнении со временами СССР, под чаеводство в Сочи сейчас используется всего 400 гектар, а порядка 800 га чайных плантаций заброшено? Почему эффективность используемых земель составляет всего 30%? В чем причины слабого вкуса краснодарского края и как это связано с истощением почв? – обо всем этом в репортаже «Новости & Смыслы».
Минсельхоз Кубани сообщил, что в Сочи заброшены почти 800 га чайных плантаций. Из них на 375 га сейчас ведется реконструкция с дальнейшим переводом в листосборные площади, а остальные 422 га не подлежат восстановлению.
Глава КФХ «Чайная артель «Верхне-Хостинская»», советник мэра Сочи по вопросам чаеводства Александр Химичев рассказал о проблемах чаепригодных земель города:
— Чай предъявляет высокие требования к почвам и климату произрастания: климат должен быть субтропическим, а почвы кислыми. В СССР это понимали, потому все чаепригодные почвы в районе Сочи были разработаны под плантации либо стояли в резерве. С середины 90-х преобладающая часть чайных плантаций оказалась заброшена. Сегодня часть плантаций уже выведена из оборота и застроена.
В Сочи структуры, получившие их в долговременное пользование, занимаются лишь имитацией чаеводства в надежде вывести постоянно дорожающие приморские земли из сельхозоборота в коммерческое использование. Такие попытки идут постоянно. Даже Генпрокуратура в своих исках по изъятию чайных земель у недобросовестных арендаторов два года назад справедливо указывала на то, что те брали их в аренду, не имея намерений заниматься чаеводством. Об этом же говорит и статистика. Эффективность всех 400 га, находящихся сейчас в использовании, по сравнению с 1991 годом составляет лишь 30%.
В советское время полностью соблюдались агротехники чаеводства, что давало отличный результат — высокие урожаи с малых площадей и высокое качество чайного листа, а как следствие, и чая, из него производимого. Сейчас почвы под чаем крайне истощены. За 30 лет удобрения почти совсем не вносились. Дошло до того, что содержание питательных веществ в листе, включая кофеин, начало падать, поскольку оборот минеральных веществ для питания плантаций нарушен отсутствием подкормок. Слабый вкус нынешнего краснодарского чая — следствие этих процессов, а не особенностей сортов.
Процесс восстановления плантаций в Сочи все же идет. С 2016 года чайным хозяйствам выделяются субсидии на расчистку. К тому же чуть более 100 га за это время введено в оборот. К сожалению, это очень слабый результат. Для сравнения: в соседней Грузии также в 2016 году стартовала программа восстановления чая. Их результат — 1,2 тыс. га восстановленных плантаций на конец 2020 года.
Проблема попыток вывода чайных земель из сельхозоборота не нова и наблюдается не только в РФ, а на всех территориях, где чай растет рядом с теплым морским побережьем. Это и грузинская Аджария, и турецкий Ризе, и даже иранский южный берег Каспия. Однако там этот вопрос решен грамотной политикой защиты ценных земель государством.
В настоящее время, по данным властей курорта, выращиванием чайных насаждений и производством чая в Сочи занимаются шесть организаций:
Также в отрасли работают несколько субъектов малого предпринимательства и фермерские хозяйства. Все они образовались на месте бывших чайных совхозов, которые были здесь во времена Советского Союза.
В июле этого года заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка сообщил, что власти региона намерены развивать чаеводческие хозяйства края. По его словам, первые 150 га плантаций могут быть восстановлены в более короткой перспективе.
Развивать чайные совхозы в СССР начали в середине 50-х годов прошлого века. До середины 1990-х годов чаеводческая отрасль была одной из ведущих в сельском хозяйстве на черноморском побережье края. Площади плантаций чая превышали 1,6 тыс. га, с них собирали более 7 тыс. тонн зеленого чайного листа, ежегодно производилось около 2 тыс. тонн готового чая. Рентабельность чаеводства превышала 45%.
По словам руководителя проекта «Чай Колхида» Антона Бехтера, не ясно, что власти вкладывают в понятие «восстанавливать чайные плантации».
— Это значит расчищать то, что чудом сохранилось, или перезакладывать новыми сортами, что правильно. И непонятно, кто именно это будет делать, — рассуждает фермер. Он уверен, что чай — самая трудоемкая субтропическая сельхозкультура, но и самая перспективная для культивирования на черноморском побережье. Трудности культивирования чая, по словам фермера, заключаются в том, что большинство участков расположены на склонах, где механизация ограничена и преобладает ручной труд.
— Основная трудность — это земля. Насколько мне известно, ни одному фермеру не предоставили в аренду ни одного чаепригодного участка, а это основа чаеводства. Если нет земли, то нет и никакой государственной поддержки, предусмотренной законом о развитии чаеводства на территории края. Как показывает мировая чаеводческая практика, самый лучший по качеству чай производят небольшие фермерские хозяйства. Это был бы идеальный и для нашего региона путь, — говорит Антон Бехтер.
Сочинский коллекционер чая Владимир Кусов уверен, что на Кубани могут и умеют выращивать очень вкусные сорта чая.
— Мне есть с чем сравнить, я попробовал множество сортов чая китайского, тайваньского. Могу сказать, что наш, краснодарский чай, конечно, уступает китайским с точки зрения разнообразия сортов, но по вкусовым качествам те сорта, которые растут у нас, нет. На самом деле все сводится к искусству чаеделов. Например, все, что производят фабрики, — это одно, а то, что фермеры, — совсем другое. И качество, и виды, и цены — все соответствует трудозатратам, — говорит эксперт.
Большая заслуга в развитии чаеводства в Краснодарском крае принадлежит «Всероссийскому научно-исследовательскому институту цветоводства и субтропических культур». По мнению заведующей лабораторией интродукции и сортоизучения субтропических и южных плодовых культур ФГБУН ФИЦ «Субтропический научный центр РАН», кандидата сельскохозяйственных наук, доцента Циалы Тутберидзе, сейчас перед краснодарскими чаеводами стоит задача не только возрождения чайной отрасли, но и расширения ареала возделывания. Для этих целей необходимо реконструировать чайные плантации и ввести обратно в листосбор около 800 га чайных насаждений.
Закладка чайных плантаций в крае, по словам эксперта, осуществлялась семенами растений китайской разновидности, которые отличались высокой жизнестойкостью в наших условиях. Основные промышленные насаждения на Кубани — это самостоятельные популяции, в образовании которых принимали участие сорта чая Кимынь, Кангра, Ниджоу и их гибриды. Несмотря на ряд достоинств местной популяции, у нее есть и ряд существенных недостатков. Эти растения отличаются слабой устойчивостью к неблагоприятным факторам среды, что исключает возможность применения на плантациях эффективного ухода за всеми насаждениями. Особенно стало сложно применение механизированного сбора.
— Необходим переход на индустриальную технологию возделывания чая, в которую обязательным элементом входит закладка новых и перезакладка старых плантаций чая сортами, характеризующиеся высокой урожайностью и качеством сырья. Новые сорта должны быть относительно устойчивыми к неблагоприятным условиям среды. Урожайность чайных плантаций, их долговечность, качество готовой продукции чая во многом зависит от сортового состава насаждений. Ценность сорта определяется сроком вступления в листосбор, качественным показателем сырья и продуктивностью, — резюмирует госпожа Тутберидзе.
По материалам СМИ (ссылка и ссылка)