Современных родителей можно разделить на две категории. Одни следят за развитием ребёнка с первого дня жизни и бьют в набат, если малыш вдруг выбился из «графика». Другие придерживаются принципа – соответствует стандартам социальных норм, значит, всё хорошо. На деле ошибаются и те, и другие. На что закрывают глаза родители? Где грань между уникальностью и отклонением? В проблеме разбиралась редакция «News&Meanings» вместе с экспертами медицины и образования Сочи.
Ещё 10-15 лет назад нарушения в развитии детей ограничивались приёмом врача-невролога. Чаще под прицел внимания специалистов попадали сложные клинические случаи, когда диагноз очевиден. В других ситуациях родители оставались наедине с проблемой или вовсе не обращали внимание на «красные флажки» развития ребёнка. В итоге всё заканчивалось потерей самого драгоценного – времени.
Проблемы с поведением и социальным взаимодействием принято списывать на «плохой» характер ребёнка. Однако зачастую характер не причём. Если ваш малыш выглядит «букой», ему сложно заводить друзей, он с трудом контролирует эмоции или не любит смотреть в глаза, — насторожитесь! Здесь возможно два сценария. Первый – проблемы с эмоционально-волевой сферой. Исправить ситуацию помогут занятия с психологами и нейропсихологами. Вторая категория – дети со сложными диагнозами. Расстройство аутистического спектра (РАС), умственная отсталость, задержка психоречевого развития, СДВГ – всё это требует своевременной диагностики и реабилитации.
Что тормозит раннюю диагностику? Родители, которые не верят в диагнозы? Или отсутствие экспертов нужного уровня? Рассмотрим ситуацию с разных сторон.
Ответственные родители, которые в теории многих заболеваний подкованы не хуже врачей, отмечают – их просто не услышали. История Ирины Куликовой, основательницы известного на всю страну нейрореабилитационного центра (НРЦ) «Импульс», — это выстраданная боль и опыт, ставший делом жизни. 11 лет назад у Ирины родились двойняшки. Одна из девочек появилась на свет с органическим поражением ЦНС. Но до 2,5 лет малышке не могли поставить диагноз!
— Я потратила колоссальное количество времени, когда 3 года пыталась понять, что не так с моей девочкой и искала волшебную таблетку! – вспоминает Ирина Куликова. – Но врачи не реагировали на мою тревогу. Когда диагноз поставили, то никто из неврологов не сказал, что существуют психолого-коррекционные занятия и необходима работа с логопедом, дефектологом, сенсорным терапевтом. Никто не направляет родителей, поэтому информированность я ставлю во главу угла. Для всех детей, а не только с ОВЗ! Просветительская работа должна начинаться с подготовки к беременности. Зачастую мы видим – ребёнку при рождении поставили 10 баллов по шкале Апгар. Потом оказывается, что всё не так радужно. Например, малыш не смотрит в глаза, не откликается на имя, на прогулке становится неуправляемым. Ошибочно думать, что виновата мама, которая не воспитывает ребёнка.
6 лет назад Ирина Куликова решилась на открытие собственного нейрореабилитационного центра «Импульс». Она собрала в нём лучшие мировые методики психолого-коррекционного направления! С детьми в «Импульсе» работают опытнейшие специалисты России: неврологи, медицинские психологи с подтверждённой аккредитацией, психиатры, функциональные диагносты, ABA-терапевты… Практически все они кандидаты медицинских наук! Врачи несколько раз в год повышают квалификацию, принимают участие во всероссийских и международных конференциях в качестве экспертов. Некоторые методики реабилитации детей редко встречаются в комплексной коррекции в других центрах. Например, моторный онтогенез, брифабилити, мягкие мануальные техники.
За эти годы в «Импульс» приезжают дети со всей страны и знают – им всегда протянут руку помощи. Сложных диагнозов здесь не боятся и работают с теми детьми, которых в России никто не решается взять на реабилитацию! Если начать заниматься, то даже с тяжёлым поражениям ЦНС ребёнок может адаптироваться и учиться в обычной школе. В НРЦ отмечают, что работать нужно не только с детьми, у которых есть отклонения, но и со здоровыми. Опыт врачей «Импульса» показывает – сложности с развитием встречаются у детей и без диагнозов. Проблемы с логическим мышлением, концентрацией внимания, памятью, усидчивостью… Всё это реально скорректировать методиками, которые используют специалисты нейрошколы «Импульс»!
У Елена Мухаммедовой аналогичная история о том, как врачи до 2-х лет не ставили диагноз ребёнку. Причём диагноз – ДЦП! Сейчас сыну Елены 11 лет, пару лет назад семья переехала в Сочи из Иркутска, чтобы заниматься на курорте следж-хоккеем:
— С рождения было понятно, что у ребёнка проблемы, но до 2-х лет врачи говорили «всё хорошо!», — рассказывает Елена Мухаммедова. – Поэтому главная проблема детей с ОВЗ – это отсутствие выявление патологии на ранней стадии. 10 лет назад врачи могли дать ребёнку 3 года на адаптацию собственными силами и только потом подключали специалистов. Но время-то упущено! Я понимаю, почему родители закрывают глаза на диагнозы детей. Они осознают, что эта ответственность за ребёнка лежит на них минимум до 18 лет. Мне нравится, что в Сочи проблемам детей с ОВЗ уделяется больше внимания, чем в Иркутске. В родном городе я год не могла добиться создания команды по следж-хоккею! В итоге переехали в Сочи. В городе есть много бесплатных занятий для детей с ограниченными возможностями. Например, мы ходили на адаптивное самбо. Ещё посещаем занятия в нейрореабилитационном центре «Импульс» и будем продолжать ходить.
Статистика детей с РАС, аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического развития растёт из года в год. Так, например, выявляемость аутизма в России за последние 5 лет выросла в 2,5 раза. Это не только говорит о том, что рождается всё больше проблемных детей. Всё пристальнее внимание ранней диагностике, инициаторами которой становятся родители. Мамы и папы замечают проблему и бьют тревогу. Медики реагируют на просьбы, поэтому ранняя диагностика набирает обороты.
— Иногда аутизм ошибочно называют болезнью, но это не болезнь как таковая, это синдром, совокупность симптомов, которые могут встречаться при различных состояниях, — объясняет Игорь Жданов, врач-невролог, нейрофизиолог НРЦ «Импульс», который занимается детьми с аутизмом и различными нарушениями развития. – Как правило, в основе появления синдрома лежит нарушение взаимодействия клеток головного мозга. И это не только генетические предпосылки.
Отметим, что Краснодарский край относится к тем регионам, где процент детей с ОВЗ резко вырос. На что нужно обращать внимание родителям? До года – нет гуления или лепета, не следит за игрушкой, плохо спит или часто просыпается ночью. Дети от года до 3-х лет – в речи должна быть сформирована короткая фраза, ребёнок должен знать своё имя, уметь самостоятельно есть. Стоит тревожиться, если у малыша есть повторяющиеся действия или ритуалы. Если малышу ставят СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), то нужно понимать, что это – медицинский диагноз, а не ситуация, когда ребёнок каждый вечер, условно говоря, бегает по потолку. Необходима коррекция и лечение.
Отдельный момент диагностики – своевременное выявление дефицитных состояний ребёнка, негативно влияющих на память, мышление, концентрацию внимания. Особое внимание к уровню ферритина, витамина D, фолиевой кислоты.
Некоторые врачи отмечают, что родители оценивают здоровье ребёнка исключительно по физическим показателям. А нужно обращать внимание на поведение и настроение детей – это показатели здоровья нервной системы.
— На вопрос «Когда вы последний раз ходили к врачу?» родители удивлённо отвечают: «А зачем? Ребёнок здоров, бегает», — говорит Артём Капканов, детский уролог, заместитель главного врача клиники «Екатерининская». – Удивляются, когда узнают о проблемах ребёнка и о том, что нужно что-то делать. Существует проблема отсутствия ранней диагностики, дефицит квалифицированных специалистов, ограниченное время приёма в муниципальных поликлиниках. И в Сочи это тоже есть! Интересная тенденция и в том, что родители охотнее вкладывают деньги в своё здоровье, чем в детское. Ребёнок ведь «молодой», что у него может болеть? Совет родителям – обращайте внимание на нервную систему, эндокринную, гастроэнтерологию и иммунологию. На организм любого человека нужно смотреть в целом, а не как на болезнь пальца, глаза и так далее.
Воспитатели в детских садах и учителя – те люди, которые могут оценить развитие ребёнка с профессиональной точки зрения. Но вот незадача – не все родители хотят слушать и слышать! Информация, что ребёнок не такой как все, воспринимается в штыки. Возникает и вопрос отсутствия доверия. Педагоги часто слышат в ответ: «Вы же не медики, почему вы нам советуете пойти к врачу?» Как педагогам удаётся достучаться до мам и пап? Анжела Дудукчян, руководитель частного центра по уходу за детьми «Baby boom», делится опытом:
— Многие родители скрывают проблемы и говорят, что у них «всё хорошо». Некоторым элементарно стыдно – это всё от отсутствия информированности. Да, родители не хотят слышать о проблемах детей, но говорить об этом нужно! Мы ведь их детям только хорошего желаем. По нашему опыту могу сказать, что почти у 90% детей есть какие-либо проблемы с развитием. Мы видим это уже с года!
Согласна с коллегой и Виалетта Ходаненок, директор детского центра «Улыбка». В нём педагоги также сталкиваются с проблемами в поведении детей и говорят об этом родителям:
— Мы видим проблему, а у родителей «всё хорошо»! Кто-то боится посмотреть правде в глаза, кто-то считает, что его малыш уникальный. Наверное, это всё от недостатка информации у мам и пап. Если родители прислушались – это наша победа! Педагогам становится проще работать, и ребёнок меняется на глазах. Родители привыкают к той мысли, что нужно что-то делать, а не сидеть на месте! В 7 лет уже сложно что-то корректировать в поведении детей.
Педагоги в голос заявляют, что нужно совместными усилиями решать проблему взаимодействия с родителями. Анастасия Марченко, педагог-психолог детского сада компенсирующего вида №40, поделилась опытом:
— В Сочи не всё идеально в бюджетной образовательной сфере, присутствует дефицит кадров, многие группы детских садов работают даже без помощника воспитателя, не говоря уже о тьюторах, тем более индивидуальных, поэтому всему окружению детей необходимо знать о возможностях города-курорта. Специалистам важно контактировать друг с другом. Важно поднимать тему людей с особенностями как можно чаще, чтобы особенности перестали бросаться нам в глаза, но привычность не равно неважность. В идеале проблема должна стать настолько привычной, чтобы все причастные к ней перестали чувствовать давление и сталкиваться с негативом в обществе взамен на реальные действия. Мамы особенных детей должны понимать, как вернее всего двигаться по образовательному маршруту и тактике лечения.
Что касается образовательного маршрута, то с этим в Сочи тоже проблемы. Её уже много лет успешно решает Екатерина Беседина, представитель Национальной Ассоциации семейного образования в Краснодарском крае. Она помогает построить индивидуальный образовательный маршрут детям, которым не подходят государственные школы:
— Часто у нас пытаются уравнять всех детей – это ошибка. В Сочи есть коррекционная школа, но в ней основная масса детей – с поведенческими особенностями. В таких местах главная задача, чтобы ученики, образно говоря, не поубивали друг друга и из окна не выпрыгнули. Да, для кого-то из родителей это тоже важно, они могут отдохнуть немного. Но если ребёнок с сохранным интеллектом и без серьёзных поведенческих проблем, то ему в такой школе делать нечего.
Отметим, что за последние пять лет в Сочи открылось более 30 альтернативных семейных школьных классов. И это огромный шаг в образовании особенных детей! Большой опыт работы в коррекционной школе есть у Галины Фроловой – она психолог и сурдопедагог. В данный момент – руководитель «Мастерской событий Галины Фроловой». Галина отмечает, что ещё 10 лет назад общество обращало внимание только на детей-инвалидов с физическими изъянами. Поведенческие особенности оставались за бортом.
— Я опытный человек в этой сфере, понимаю, что у детей с особыми образовательными потребностями, должна быть отдельная школа, — рассуждает Галина Фролова. – Но если мы их всех посадим за «забор», то как потом социализировать? Как мир будет с ними общаться? Нужно продумывать вопрос социализации. Однажды я делала проект со слабослышащими детьми, и мы поехали с ними в общеобразовательную школу на экскурсию. Так вот, они в школе стеснялись общаться жестами, потому что думали – все будут тыкать в них пальцами! Нужно как можно больше совместных мероприятий, где будет связь между детьми из коррекционных школ и общеобразовательных.
Сгладить острые углы проблемы особенностей развития детей могут три вещи – информирование родителей о возможных диагнозах (начиная с планирования беременности!), взаимодействие между педагогами и родителями, раннее выявление проблемы и её коррекция. Только это поможет не навешивать ярлыки на родителей, которые и так хлебнули горя, а помочь им выстроить правильный маршрут. И доказать, что их ребёнок – нормальный.
СПРАВКА:
Детский нейрореабилитационный центр «Импульс» – специализированная организация, целью и задачами которой является помощь и содействие родителям и детям в развитии личных и социальных навыков, позволяющих ребёнку быть успешнее, чувствовать себя комфортнее в различных ситуациях, избегать трудностей, как для окружающих, так и для самого ребёнка из-за возможных задержек в развитии.
Для здоровых деток работает «НейроШкола» – развитие талантов и навыков, позволяющих ребёнку быстрее и легче осваивать школьную программу или подготовиться к школе, быстрее социализироваться в новой компании, добиваться большего за меньшее время и с меньшими усилиями.
Ещё больше информации о нейроцентре «Импульс» читайте на сайте https://impuls-sochi.ru/
Нейроцентр «Импульс» работает ежедневно с 8.00 до 20.00, тел. 8 (800) 500-68-27
Еще больше интересных статей, интервью, материалов и публикаций по вопросам жизни общества и/или общественных организаций Сочи и Юга России читайте здесь!