Люди хотят хороших зарплат. Предприятиям и организациям нужны грамотные и эффективные сотрудники. Бюджету нужны налоги.
Но что-то, в этой системе, у нас в стране явно не складывается. Огромное число людей не может найти для себя работу с действительно высокой заработной платой. А бизнес и предприятия с гос. участием явно не готовы платить те суммы, которые хотели бы получать сотрудники.
Во-первых, давайте посмотрим данные по производительности труда.
В 2019 году производительность труда в России составляла в среднем $26,4 — вдвое ниже, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития. Для сравнения: в США этот показатель составляет $77.
В то же время в 2019 году Россия вошла в пятёрку самых работающих стран мира — по количественному показателю труда. По данным доклада ОЭСР, россияне в среднем провели за работой 1965 часов (средний показатель по ОЭСР — 1726 часов). При этом среднегодовая зарплата в ОЭСР составила $48 600. В России, по данным Росстата, средняя зарплата за 2019 год составила почти $9000 — 569 000 рублей.
Получается, работая больше европейцев, россияне зарабатывали в разы меньше.
Но можно ли сказать, что за рубежом все работники невероятно ответственны и эффективны, а вот в России все люди ровно наоборот – отлынивают от работы и всячески ее саботируют?
Конечно же, нет.
Можно привести десятки и сотни примеров в пользу одной и другой точки зрения, тысячи аргументов за и против, но мне, как автору, ближе немного иная точка зрения.
Я уверен, что низкая производительность труда в целом в стране обусловлена крайне неэффективной нормативно-правовой базой. Проще – некачественные, часто «сырые» законы и крайне плохая увязка между собой разных нормативных актов.
Именно поэтому и предприятия вынуждены принимать решения, которые идут в разрез с целями и задачами по повышению эффективности труда, и условия работы для сотрудников, в т.ч. в плане размера вознаграждения за работу, оставляют желать лучшего.
Мы сами все это видим – когда человеку выгоднее оформить самозанятость и продавать индивидуальные услуги, чем идти в найм и делать то же самое в рамках компании.
Хотя, при обычном рассуждении, на предприятии, где есть специализация труда, все должно быть в разы эффективнее.
Это как модель конвейера от Генри Форда стала в разы эффективнее сборки автомобилей в кустарных условиях небольших мастерских.
Но у нас жизнь однозначно показывает – бизнес неэффективен, а кустари зарабатывают гораздо больше – в т.ч. за счет серьезной экономии на налогах и простоте административного регулирования.
Расчет тут простой – самозанятый оказал услуги физ. лицу, получил условные 100 000 тысяч, заплатил 4% налог и все. На руки 96 000 рублей.
Та же услуга через предприятие – это сразу 6% с оборота (если фирма на УСН), 43,2% налог на зарплату, плюс расходы на бухгалтерию, офис, юридический адрес, банковское обслуживание, эквайринг, СОУТ, ведение учета кадров и многое, многое другое…
По факту, из той же выручки в 100 000 рублей, предприятие может заплатить сотруднику за выполнение этой услуги не больше 25, в лучшем случае 30 000 рублей.
Для крупного бизнеса все еще сложнее и проблематичнее.
Потому и построили в Турции за последние 20 лет невероятное количество огромных отелей и даже успели в них провести мощный капитальный ремонт, иногда – с полной сменой концепции в плане архитектуры и дизайна.
У нас же большой отель или санаторий за эти 20 лет, бывало, даже на ремонт денег толком собрать не смог…
Для многих удивительно, но подавляющее большинство крупных отелей и санаториев в Сочи в последние 20 лет чаще всего оказывались весьма убыточными. А те, кто в плюсе, часто приходили к этому через масштабные денежные вливания со стороны владельцев или головных структур, как, к примеру, компания «Норильский никель» ежегодно покупает путевки у санатория «Заполярье» по достаточно высокой стоимости – но хоть у санатория баланс положительный.
А ведь причины понятны – та же сфера гостиничной индустрии у нас имеет рентабельность в разы ниже, чем, к примеру, металлургия или рыболовство, но налогов платит в разы больше… Поэтому в последние годы многие с удовольствием инвестировали в металлургию, но никто особо не хотел вкладываться в новые большие отели.
Государство и само это понимает. Поэтому и пытается создавать свободные экономические зоны, вводить особые условия для резидентов того же «Сколково», выводит территорию «Сириуса» в статус федеральной территории…
Но мы все понимаем – подобные точечные «тепличные» проекты никак не повлияют на экономику страны в целом. Эти, по-настоящему правильные экономические условия, нужно создавать для всех. Без исключения.
Задача государства в плане экономики проста – нужно снимать административные барьеры и помогать предприятиям в доступе на новые рынки сбыта.
И так – каждый год!
И не в час по чайной ложке, а масштабно, серьезно, максимально быстро упрощая условия ведения бизнеса и помогая бизнесу через создание условий, более лучших, чем в той же Турции, Корее, Эмиратах и пр., в вопросах его развития.
Дмитрий Богданов,
специально для News & Meanings.
О том, как власти и бизнес развивают экономику и бизнес в провинции Хайнань, читайте здесь!