В заголовке – часть фразы нашего героя, которую он произнес, пытаясь описать будущее курортов Краснодарского края. На что обречен регион, почему в этом так уверен Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств России, и многом другом, важном и интересном – в интервью изданию GUIDE!
Курорты Краснодарского края в 2023 году приняли рекордные 18,6 млн туристов. Эксперты связывают такой наплыв отдыхающих в первую очередь с закрытием ряда популярных туристических направлений вследствие нестабильной геополитической обстановки. Как переполненность отечественных курортов сказывается на ценах и уровне сервиса, что будет, если обстановка в мире изменится, и почему черноморское побережье России никогда не сможет конкурировать с курортами мирового уровня — GUIDE рассказал вице-президент Альянса туристических агентств России, гендиректор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
GUIDE: На сегодняшний день побережье Краснодарского края практически не имеет конкурентов среди российских курортов. Как отсутствие конкуренции отражается на развитии?
Алексан Мкртчян: Что касается строительства отелей, аквапарков, парков развлечений, ресторанов или другой туристической инфраструктуры — развитие остановить нельзя, потому что есть интерес к инвестициям в нее. Деньги, как вода, всегда найдут, куда утечь. Поэтому если у собственника есть действующий отель на 40 номеров, который приносит ему 4 млн руб. в год, то при наличии свободных денег он построит отель на 100 номеров, чтобы зарабатывать с него 10 млн руб. в год. Если гостиница приносит стабильную прибыль, логично инвестировать в еще одну такую же гостиницу, чтобы эту прибыль удвоить.
Но, с другой стороны, есть ли смысл заботиться о качестве строительства и сервиса, когда отель с самым дешевым ремонтом, дешевой техникой и дешевой мебелью приносит стабильную прибыль в 5 тыс. руб. за ночь? Будут ли люди платить за этот номер 8 тыс. руб., если поставить туда итальянскую мебель, немецкий кондиционер и японский телевизор? Зачем им переплачивать?
Тот же самый вопрос: стоит ли отправлять сотрудников на обучение или повышать им заработную плату, чтобы нанять более профессиональных горничных и других работников, когда туристам достаточно имеющегося уровня сервиса?
Проблема заключается в том, что есть нехватка номерного фонда (как это наблюдается, например, сейчас в Анапе), уже без разницы, какой в отеле сервис — его заполняемость будет стопроцентной. Неважно, как кормят в ресторане,— там всегда будут посетители, потому что в другом ресторане, где кормят проверенно вкусно, физически нет мест. Именно поэтому почти полное отсутствие конкуренции у курортов Краснодарского края замедляет развитие уровня туристического обслуживания.
Конечно, есть еще Крым, Дагестан и Абхазия. Но эти три направления только «подворовывают» туристов у Краснодарского края, потому что забрать много они не могут ввиду фактической ограниченности территории и номерного фонда. Если Краснодарский край принимает почти 20 млн туристов, то Абхазия — 2–2,5 млн. Крым мог бы принять и 10 млн туристов, но в силу ряда рисков, связанных с непрекращающимися атаками беспилотников, он принимает от силы 4,5–5 млн.
G: Есть ли у курортов Краснодарского края перспективы стать курортами мирового уровня?
А. М.: Это исключено. Краснодарский край обречен на то, чтобы быть внутрироссийским курортом. Сюда не приедут туристы из Франции, Германии или Америки, потому что у нас короткий летний период. Купаться в море на нашем побережье можно лишь с июня по сентябрь. Поэтому сопоставлять Сочи с курортами Таиланда, Таити или Мальдив, где можно купаться круглый год, просто некорректно. Скажите, что делать в Анапе или в Новомихайловке в декабре или в феврале? Есть, конечно, спа-центры, но их ничтожно мало. Если говорить о зимнем отдыхе, то лыжи — это только горный Сочи.
По факту мы не можем даже из Красной Поляны сделать курорт мирового уровня, потому что там всего 140 км горнолыжных трасс, а не 300–400 км, как в других странах. Только если мы доведем километраж трасс Красной Поляны до этого уровня, у нее есть шанс конкурировать за иностранного туриста.
G: Продолжат ли люди ездить на курорты Краснодарского края и Крыма, если откроются традиционные международные направления?
А. М.: Красной Поляне никакого урона в связи с возобновлением выездного туризма нанесено не будет — там неплохой сервис, неплохие трассы, и люди не поедут массово кататься в Альпы. По морским курортам удар, конечно, будет нанесен ощутимый, потому что люди не хотят купаться только 120 дней в году, они хотят это делать круглый год, о чем мы уже говорили выше. Черное море мы, к сожалению, подогреть не можем. Какие бы пятизвездочные отели мы ни строили на наших курортах, мы не можем обеспечить гостям теплое море. Поэтому египетские или эмиратские курорты всегда будут в выигрышном положении по климатическому и географическому факторам.
G: Если отбросить эти факторы, какие еще слабые стороны можно отметить у курортов Краснодарского края и Крыма?
А. М.: А эти факторы никак не отбросишь. Предположим, вы владелец отеля в Архипо-Осиповке и четко понимаете, что люди к вам едут только 120 дней в году. Именно на этот срок вы нанимаете работников — уборщиц, горничных, поваров и так далее. Вам эти работники не нужны круглый год, поэтому с закрытием отеля по окончании купального сезона вы сотрудников увольняете. А к следующему сезону вы вынуждены набирать новых, и вы не найдете среди них профессионалов, потому что профессионалы хотят работать 12 месяцев в году, а не пять. Обычно отели в Краснодарском крае, работающие по полгода, набирают на сезон новых людей, а эти люди набирают профессиональные навыки работы не раньше середины июня. А в октябре вы их увольняете и в апреле опять набираете новых. Именно поэтому невозможно сделать в наших отелях профессиональный сервис.
G: Справляются ли средства размещения на курортах Краснодарского края и Крыма с возрастающим туристическим потоком?
А. М.: Средств размещения в Краснодарском крае действительно не хватает, и это связано с нехваткой финансирования. На нашем побережье люди строят в основном отели до трех звезд либо вообще без звезд — так называемые гостевые дома. В Краснодарском крае переизбыток отелей 1*, 2*, 3* и жесточайшая нехватка четырех- и пятизвездочных отелей — минимум 100–120 отелей в абсолютных цифрах. Причем не на 10–20 номеров, а на 100 номеров и больше. Но почему же инвесторы не строят такие средства размещения? А потому что у них очень большой срок окупаемости.
Кроме того, это совершенно другие объемы вложений. К примеру, отель 2* на 40 номеров можно построить за 200 млн руб., а отель 4* на 100 номеров — уже за 1 млрд руб. Естественно, проще найти 200 млн руб., учитывая, что государство не дает на 10–15 лет дешевые кредиты. А отель 4* за 1 млрд руб. будет окупаться минимум 10 лет в зависимости от локации (в Сочи быстрее, а в Приморско-Ахтарске медленнее). С одной стороны, инвестор не хочет ждать свои деньги 10 лет и больше, а с другой — банк не дает дешевый кредит на такой длительный срок. Замкнутый круг.
Теоретически можно сделать ставку на казино, чтобы к нам приезжали гости из мусульманских стран. Но у нас единственная в Краснодарском крае игровая зона в Красной Поляне. Сейчас планируют создать еще одну игровую зону — в Крыму. Но там нужно открыть с десяток казино, чтобы люди поехали на полуостров. Одного казино в Красной Поляне мало для развития туристического потенциала, их должно быть кратно больше по всему побережью.
G: Какие вы видите перспективы у курортов Краснодарского края и Крыма в обозримом будущем?
А. М.: Перспективы я вижу хорошие. Думаю, что отели на курортах Краснодарского края и Крыма будут строиться, правда, не в том количестве, но будут. Условно говоря, если нам нужно 120 отелей 4* и 5*, то построят 20 таких отелей, что уже хорошо в условиях их крайней нехватки. Цены будут также расти, поэтому я спешу успокоить инвесторов — в ближайшие два-три года я вижу минимум 15-процентный рост цен на номерной фонд. То, что сегодня продается за 10 тыс. руб., через пару лет будет продаваться за 15 тыс. руб. Так что есть смысл сегодня инвестировать средства в туристическую инфраструктуру.
Но это хорошие новости только для инвесторов. Если мы говорим о потребителях, то их я могу только расстроить. Никакого снижения цен я не прогнозирую, цены в Краснодарском крае будут только расти, причем — и на рестораны, и на аквапарки, и на парки развлечений, и на гостиницы.
Беседовал Дмитрий Михеенко
Источник: Коммерсантъ
Еще больше интересных и актуальных новостей по теме туризма читайте здесь, по теме бизнеса – здесь!