Что чувствует мама, когда, как гром среди ясного неба, врач сообщает ей диагноз ребёнка: РАС, аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития? Шок, непонимание, злость на себя, на врача, который это озвучил, и всех, кто выражает сомнения в «нормальности» ребёнка.
Это нормальная реакция. Готовясь к родительству, мы рисуем в голове картину благополучия, поэтому принять заболевание или отставание в развитии всегда тяжело. И не каждый специалист умеет преподнести новость так, чтобы подарить надежду и обозначить путь, а не обречь на страдания и поиски ответов.
Важно определить для себя следующие шаги: принять наличие заболевания, не потерять время, избавиться от страхов.
В психологии есть несколько стадий принятия неизбежного:
Прохождение этих этапов – естественный для психики процесс, чтобы прожить ситуацию и прийти к состоянию, когда можно думать, анализировать и действовать. У разных людей они могут проходить в разной последовательности или смешиваться друг с другом. Любой из вариантов будет нормой. Каждая психика – уникальна.
В момент, когда сложно смириться с новыми обстоятельствами, попросите помочь близких людей или обратитесь за помощью к психологу. Расскажите о своих мыслях и переживаниях, поделитесь опасениями. Вместе с родными изучите успешные истории, как другие люди справляются с заболеванием, какой выход находят они.
Важно не замыкаться и не держать всё в себе. Вы – главный человек для своего ребёнка, помогите себе вернуться в ресурсное состояние, чтобы сделать для малыша всё, что в ваших силах.
Узнав о заболевании у ребёнка, родители часто начинают бесконечные хождения по врачам, подсознательно стремясь опровергнуть диагноз. Каждый специалист оценивает ситуацию субъективно, и обязательно будет тот, кто скажет подождать ещё год, подождать до 3-х лет, пропить таблетки, пройти курс уколов и т.д. К ним присоединяются родственники и знакомые, которые вспоминают, как кто-то тоже развивался с задержкой, молчал до 5-ти лет, а позже выдал всё, что знал.
Все они могут быть правы, но в случае, когда ребёнок заметно отличается от принятых темпов развития, лучшее, что можно сделать – начать раннюю коррекцию. Диагноз, в случае ошибки, позже можно будет снять, а вот упущенное время вернуть не получится. Пока ребёнок находится в фазе активного формирования психических функций, вмешательство будет иметь наибольший эффект.
Обратитесь к врачу, которому доверяете. Если есть сомнения, возьмите второе мнение. Пройдите диагностику со специалистами разного профиля, чтобы сформировать общую картину развития ребёнка. Именно так, собрав полную информацию, вы сможете сложить понимание о происходящем, спланировать развивающие и коррекционные занятия для ребёнка и, главное, – не упустить время!
«Как он будет учиться?», «Сможет ли его принять общество?», «Сможет ли он стать самостоятельным?», «Что будет с ним, когда меня не станет?»
Думать о будущем, тревожиться о благополучии своего ребёнка – это нормально. Благодаря этому вы сможете сделать и дать больше. И первый шаг в этом направлении снова становится – принятие диагноза. Зная «врага в лицо», спланировать можно гораздо больше.
Начать раннюю коррекцию и заниматься регулярно, подобрать инклюзивное образовательное учреждение, изучить чужой опыт обучения в специализированных садах и школах, подобрать для ребёнка тьютора, обучить альтернативным средствам коммуникации, если нет речи, проработать нежелательное и неприемлемое поведение в обществе.
Простые, но важные шаги помогут создать твердую почву под ногами ребёнка, «оснастить» его теми инструментами, которые необходимы для самостоятельной независимой жизни. Избавиться от страхов.
Вы можете услышать рекомендацию врача «занимайтесь с дефектологом» или «вам нужен нейропсихолог». Но дело в том, что часто врачи не знают весь спектр коррекционных методик и их возможностей, потому что медицина и реабилитация обычно работают отдельно друг от друга. Поэтому, рекомендуя кого-то из специалистов, врач пытается решить только одну, наиболее выраженную проблему.
Важно понимать, что любое заболевание или поражение нервной системы проявляется комплексом нарушений. Поэтому коррекционная работа будет складываться из занятий с несколькими специалистами одновременно. Это могут быть поведенческий аналитик, нейропсихолог, специалист сенсорной интеграции, инструктор АФК.
Также бывают ситуации, когда требуется поэтапный подход, то есть сначала нужно сформировать базу, чтобы начать работу над существующей проблемой.
Рассмотрим пример
Проблема: у ребёнка нет речи по возрасту.
Что выявили на диагностике: есть сложности работы артикуляционного аппарата, не сформированы предпосылки к речи (имитации, звукоподражания), нет учебного поведения (не выдерживает занятие за столом 30 минут).
Что нужно: для развития речи нужны занятия с логопедом-дефектологом, для работы с артикуляционным аппаратом – логомассаж. Но на данном этапе они не принесут результата, так как ребёнок бегает по кабинету, не отпускает маму и не умеет повторять за взрослым.
План работы: начать нужно с формирования мотивации и учебного поведения, ребёнок должен привыкнуть находиться на занятии и выполнять инструкции взрослого. Для этого в разных ситуациях могут подойти занятия АФК, сенсорной интеграцией или Floortime. Когда задачи первого этапа будут достигнуты, в рамках этих же дисциплин мы будем учить ребёнка имитации движений и уже после этого включим в работу логопеда для отработки звукоподражаний, логомассажа и дальнейшего развития речи.
Таким образом мы подготовим почву для усвоения ребёнком тех навыков, которые необходимы для достижения результата. Подобный последовательный и комплексный подход даёт качественный, устойчивый результат.
За время работы нашего центра мы накопили много вдохновляющих примеров, как детки с самыми разными диагнозами, достигали успехов, которые казались невозможными. Это истории о том, как после интенсивных занятий дети начинали разговаривать, шли в школу вместе со сверстниками, произносили первые «мама» и «папа», учились договариваться и обслуживать себя самостоятельно. И каждая из этих историй начиналась с того, как одна мама смогла переступить через свой страх, осуждения, через разбитые надежды, чтобы поставить ребёнка на тропу, ведущую в уверенное будущее.
Статья предоставлена нейроцентром «Импульс» — основатель организации Куликова Ирина Николаевна.
На фото: Ирина Николаевна Куликова
СПРАВКА:
Детский нейрореабилитационный центр «Импульс» — специализированная организация, целью и задачами которой является помощь и содействие родителям и детям в развитии личных и социальных навыков, позволяющих ребенку быть успешнее, чувствовать себя комфортнее в различных ситуациях, избегать трудностей, как для окружающих, так и для самого ребенка из-за возможных задержек в развитии.
Для здоровых деток работает «НейроШкола» — развитие талантов и навыков, позволяющих ребенку быстрее и легче осваивать школьную программу или подготовиться к школе, быстрее социализироваться в новой компании, добиваться большего за меньшее время и с меньшими усилиями.
Еще больше информации о нейроцентре «Импульс» читайте на сайте https://impuls-sochi.ru/
Нейроцентр «Импульс» работает ежедневно с 8.00 до 20.00, тел. 8 (800) 500-68-27
Еще больше материалов, посвященным важным темам и смыслам, читайте здесь!