В Лазаревском районе Сочи в ближайшие годы запланировано строительство ряда крупных гостиничных проектов. В том числе создание многофункционального комплекса с аквапарком и отелем стоимостью 28 млрд руб. в посёлке Головинка. Но при всей внешней привлекательности есть и риск повторить ряд ошибок, допущенных при застройке Центрального и Адлерского районов г. Сочи, что привело к транспортному коллапсу и массе неудобств для местных жителей и туристов.
Что говорят эксперты?
Эксперт в области градостроительства и курортно-инвестиционного развития рекреационных территорий, девелопер Ольга Шебзухова считает, что при отсутствии комплексного подхода район может повторить судьбу центральной части города, где развитие курортной инфраструктуры привело к транспортному коллапсу и дефициту соцобъектов.
– Вопрос создания таких комплексов должен в первую очередь опираться на градостроительные нормы и подход. Мы уже видим, к чему приводит безответственное отношение к развитию территории: центр Сочи, Хоста, Адлер – всё это наглядный пример. Пробки, нехватка социальной инфраструктуры, сложности и у жителей, и у туристов – это всё результат неграмотного градостроительного планирования.
Вот почему я обращаю внимание на Лазаревский район. Это недооценённая, но очень перспективная часть города. В своё время мы провели серьёзную градостроительную аналитику, и она легла в основу инвестиционной стратегии муниципалитета, частично даже вошла в генплан, но, к сожалению, с отклонениями от ключевых градостроительных принципов.
Лазаревский район протяжённый – почти 60 км. Это линейный район, и тут невозможно обойтись без создания новых районных центров. Просто построить гостиницы недостаточно. Увеличение турпотока без учёта жилой, административной, транспортной и социальной функций приведёт к дефициту земельных участков и повторению ошибок, которые мы уже допустили в центре. Исправить это потом будет практически невозможно.
Комплексный подход – это не только туристическая инфраструктура. Это и жильё, и дороги, и объекты соцназначения, и туристические зоны, доступные круглый год. Мы говорим о благоустройстве, пешеходных связях. В таких районах, как Головинка, нужно учитывать модернизацию дорожно-транспортной сети. Всё это должно быть предусмотрено сразу. В районе Головинки, например, нужно изначально закладывать пересадочные узлы: автомобильный, железнодорожный, речной. Я уверена, что и вертолётное сообщение со временем наладится – это тоже надо учитывать.
У нас есть земельный ресурс – порядка 24 га в прибрежной зоне бывшего совхоза «Победа», также участки, которые можно вовлечь из муниципальной собственности для комплексного подхода. Но если мы хотим, чтобы это был действительно инвестиционный проект, надо решать вопрос берегоукрепления, модернизации очистных сооружений, которые находятся прямо в центре посёлка. Их либо модернизировать, либо переносить, но это нельзя оставлять за скобками.
И, конечно, нельзя забывать о жилье для сотрудников. Туристический поток, по нашим расчётам, составит порядка 8 тыс. человек. Значит, примерно столько же людей должно будет обслуживать эти объекты. А это не одинокие работники – это семьи, которым нужно жить и воспитывать детей. Если не учесть коэффициент семейности, мы получим ту же проблему, что и в центре: перегрузка, нехватка земли, отсутствие школы, поликлиники, дорог.
Если подойти к вопросу грамотно – с расчётом переноса филиалов администрации, созданием медицинских центров, уважением к территории и интересам людей, – у проекта есть шанс стать примером устойчивого развития (конец цитаты).
С Ольгой солидарен и Дмитрий Богданов, председатель Экспертного Совета Ассоциации Отельеров АМОС, вице-президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства (ОСИГ):
– Целый ряд нарушений градостроительных норм уже привело к тому, что дорога в Адлер из центра Сочи вместо обычных 15-20 минут занимает 1,5-2 часа, а добраться многим на работу или на экскурсию в Красную Поляну из центра или из Хосты сложно вдвойне. Я уже не говорю о проблемах с проездом пожарных машин и автомобилей «Скорой помощи» – по этому показателю Сочи, наверное, давно ставит антирекорды в масштабах всей России.
Что делать? Неужели нужно остановить все стройки? Конечно, нет! Но сначала нужно опережающими темпами развивать городскую среду и транспортную инфраструктуру, и уже потом приступать к созданию новых объектов индустрии гостеприимства. Курорту уже сейчас очень не хватает служебного жилья, колоссальные проблемы с местами для парковок а/м (и платные парковки тут совершенно не выход – кто из местных жителей способен оплачивать по 3 000 рублей за день стоянки а/м в пешей доступности от офиса?), по антропогенной нагрузке мы перегнали уже большинство крупных городов, а ведь основное преимущество Сочи – это курортная составляющая и мы её, увы, системно теряем.
Без участия опытных экспертов в решение ключевых градостроительных задач, без научного обоснования и без принятия сложных, но ответственных решений нам не обойтись!