За последние 10 лет Сочи перестал ассоциироваться с городом, где главное развлечение – пляж и размеренный отдых под солнцем. Афиша курорта не оставляет отдыхающим ни единого шанса заскучать! Культурные и спортивные мероприятия, международные форумы и конференции, гастрономические фестивали… Какие перспективы у событийного туризма в Сочи? Хватает ли городу ярких событий, на которые люди будут слетаться как мотыльки на свет? В теме разбиралась редакция «News&Meanings».
Первопроходцами событийного туризма в Сочи можно назвать фестивали КВН, «Новая волна» и «Кинотавр». Поводом приехать на курорт для многих становилось желание – «Я хочу увидеть ЭТО своими глазами!». Согласитесь, большое достижение для южного города, сместившего акцент с пляжного отдыха на событийный. Однако афишу курорта за последние несколько лет «штормит». Сначала пандемия внесла коррективы, потом – политическая ситуация в мире. Как изменился событийный туризм в Сочи? Чем сейчас можно удивить туристов?
Для начала немного цифр. В Сочи до конца 2023 года запланировано около 200 культурных, спортивных и деловых мероприятий. Одно из последних громких общегородских событий – фестиваль местных специалитетов под названием «Гастрофест на Розе Хутор». Гастрономический туризм в Сочи становится всё более привлекательным. Локальные продукты в сочетании с мастерством шеф-поваров ресторанов – настоящая точка притяжения! Местные власти делают ставку на то, что гастрономия займёт достойное место в событийном туризме Сочи.
— Администрация и в дальнейшем готова поддерживать подобные гастрономические фестивали общегородского масштаба, — комментирует Алексей Коломийцев, заместитель директора департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации города Сочи. – В будущем мы планируем сделать календарь гастрособытий курорта. Хочется, чтобы в Сочи развивалось гастрономическое направление в части высокого качества продуктов и создания уникальных блюд. Это может быть магнитом как для туристов, так и для местных жителей. Думаю, что у Сочи есть шанс стать флагманским городом гастротуризма в России!
Любой локальный продукт может стать поводом и отправной точкой для праздника или фестиваля. К счастью, субтропической экзотики в Сочи хватает. Каждый сезон примечателен своими продуктами, на которые опытные игроки туристического рынка рекомендуют обращать внимание.
— Безусловно, тематические фестивали привлекут туристов, — объясняет Анна Калягина, владелица Агентства путешествий по Абхазии «Ацетук Тревел», президент некоммерческого партнёрства Абхазский Союз Туризма. – Большое будущее у гастрономических фестивалей. Важно делать акцент не только на местные продукты и кухню, но и удивлять гастрономическими изысками. Начать можно с простого. Например, провести день барабульки! В Абхазии организуют мандариновые туры, которые пользуются спросом. Думаю, вполне можно провести мандариновый фестиваль, идея которого появилась ещё до пандемии.
Стоит сказать, что в конце июля в Абхазии во второй раз прошёл фестиваль крафта, ставший удачным примером событийного туризма в Республике. Участники фестиваля в Новом Афоне представили местные крепкие напитки, фермерскую еду и единственную в стране «органическую» винодельню!
Республика вовсю готовится ещё к одному масштабному событию — IV Международному туристическому форуму VISIT APSNY, который пройдёт в Сухуме с 13 по 18 октября. Это главное деловое мероприятия туристической индустрии Абхазии! Программа форума включает деловые сессии, тематические круглые столы и мастер-классы, презентации новых проектов и даже полноценный гастрономический фестиваль. Для туротрасли Республики такие мероприятия — глоток свежего воздуха. Форум даёт почву для рождения новых идей в среде отельеров, поставщиков и всех, кто развивает туризм страны души.
Главная проблема, которую помогает решить событийный туризм, — «оживить» курорт в межсезонье. Традиционные месяцы затишья – период с ноября по апрель с продолжительным перерывом на новогодние праздники. Раньше эти пробелы хорошо восполняли международные форумы – отели и рестораны были заполнены под завязку! Насколько их отмена оказалась убыточна для Сочи?
— Масштабных событий Сочи, на мой взгляд, не хватает, — делится мнением Дмитрий Богданов, председатель Ассоциации отельеров АМОС. – Например, отмена Российского инвестиционного форума, который не проводится в Сочи уже 4 года, по оценкам экспертов привёл к потери до 2 млрд рублей в год. Это прямые финансовые потери, а косвенные ещё масштабнее!
По мнению экспертов, важно не только грамотно продумать и организовать мероприятие, но и выбрать верную локацию.
— Событийный туризм может привлечь людей даже в нетуристическое место, — уверена Анна Калягина, владелица Агентства путешествий по Абхазии «Ацетук Тревел», президент некоммерческого партнёрства Абхазский Союз Туризма. – Часто многие регионы прибегают к таким методам привлечения. Мы все понимаем, что туризм – это экономический мультипликатор, которые приносит деньги не только гостиницам и отелям, но ресторанам, магазинам и сопутствующей инфраструктуре. Важно, чтобы в отелях были конференц-залы для проведения мероприятий. Отельерам стоит об этом вспомнить в процессе реновации! Объект размещения уже давно не просто место, где можно поспать и поесть. Местным властям необходимо продумывать достаточное количество выставочных площадок. И, конечно, нам, как прибрежным регионам, важно привлечь туристов в межсезонье. Если всё туристическое сообщество будет периодически устраивать мозговой штурм, то сразу родится множество креативных идей!
Один из удачных примеров событийного туризма в Сочи, который успешно решает заполняемость отелей в межсезонье, – традиционная Декада зрелого возраста. В этом году масштабный фестиваль здоровья состоится уже в девятый раз! Мероприятие уникально для России – оно объединяет экспертов со всей страны, которые проводят лекции, семинары, мастер-классы… Многие туристы уже настолько привыкли к Декаде, что специально выбирают для отпуска осенние месяцы.
– Декада – это наглядная иллюстрация того, как можно обеспечить загрузку отелей осенью и одновременно популяризировать курорт, — объясняет Светлана Дудукчян, председатель организационного комитета Декады зрелого возраста. – Люди поняли, что отдыхать в Сочи можно не только летом на пляже или зимой на горнолыжных курортах, но и осенью! Проведение фестиваля в ноябре – осознанный шаг, показавший свою эффективность. Это время идеально подходит для лечебных процедур, не так жарко заниматься разного рода физической активностью и спортом. Многие ещё и в море купаются, потому что в ноябре оно тёплое.
Из творческих форумов Сочи можно выделить фестиваль дизайна ART WEEKEND. Здесь концентрация креативных идей зашкаливает! Это первый проект на юге России, объединяющий дизайнеров, архитекторов, декораторов и художников. История фестиваля началась в 2019 году. За это время ART WEEKEND вырос и окреп, обзавёлся постоянными участниками и стал настоящим амбассадором дизайна на Черноморском побережье! В этом году форум пройдёт 21 и 22 октября в гранд-отеле «Жемчужина» и соберёт вместе 3000 человек.
– В 2019 году, когда мы организовали первый фестиваль, это был вызов для всей нашей команды дизайнеров, – объясняет Ольга Локтионова, идейный вдохновитель фестиваля, руководитель текстильной студии Details. – Сейчас мы видим, что из этого получилось и гордимся результатом. Фестиваль привлекает в Сочи творческих людей из разных уголков страны! Всё это ведёт к развитию отрасли архитектуры и дизайна в России. И на предстоящий форум у нас большие планы!
Событийный туризм Сочи имеет все шансы привлечь людей со всей страны, предложить им нечто новое и эксклюзивное взамен ушедшему. Что ищут люди на отдыхе? Впечатления и ощущения, которых они не испытывали. Более того, событийный туризм идеально подходит для тех путешественников, кто уже всё видел и кого ничем не удивишь! Потому что именно локальные мероприятия погружают в атмосферу города, помогают лучше прочувствовать его дух и традиции. А это значит, что туристы обязательно захотят вернуться!
СПРАВКА
Самые популярные страны для событийного туризма: карнавал в Рио-Де-Жанейро (Бразилия), Октоберфест в Мюнхене (Германия), карнавал в Венеции (Италия), Эдинбургский международный фестиваль искусств (Шотландия), парад цветов (Нидерланды), фестиваль красок (Индия).