Один из самых престижных вузов России – МГИМО, совместно с Сочинским государственным университетом (СГУ) запустил учебную программу для абитуриентов «Туризм и индустрия гостеприимства». Задачи просты и понятны – подготовить для страны профессионалов экстра-класса, а молодежи дать возможность строить карьеру в востребованной отрасли экономики и хорошо зарабатывать в течение всей жизни!
Редакция N&M расспросила Галину Романову, проректора по стратегическому развитию Сочинского государственного университета, о развитии туризма в России сегодня и карьерных перспективах выпускников программы.
— Галина Максимовна, в чем интерес и выгоды для студентов в плане обучения на совместной программе МГИМО и СГУ?
— В одном из недавних интервью я уже говорила, что туризм — это очень интересная, стремительно развивающаяся, захватывающая по своим масштабам деятельность, успех в которой достигают увлеченные и творческие люди. И это не только мое личное мнение. Один из известных американских футурологов, Э. Тоффлер писал, что будущее развитие человечества будет связано с двумя основными магистральными направлениями: информационными технологиями и туризмом.
Туризм — это еще и экономика впечатлений. Люди все больше путешествуют, чтобы увидеть что-то новое, незабываемо интересное, получить яркие эмоции, зарядить себя энергией, переключить перегруженный интенсивной работой и стрессом мозг.
Образовательная программа «Туризм и индустрия гостеприимства» от МГИМО и СГУ включает в себя большой блок дисциплин, связанных с технологическими решениями предоставления данных сервисов и особенностями организации различных видов туризма: оздоровительного, сельского, образовательного, событийного и т.д. Ее выпускники будут обладать необходимым набором технологических компетенций, позволяющих профессионально вести бизнес.
— Какие преимущества будут у выпускников программы «Туризм и индустрия гостеприимства»?
— В свое время Антуан де Сент-Экзюпери писал, что убежать от всего с помощью путешествия действительно можно. Научиться создавать сильные впечатления и неповторимую атмосферу гостеприимства студентам данной программы помогут технологии обучения, ориентированные, в первую очередь, на реальную практику:
Предусмотрено даже контрольное задание по улыбке. Это позволит сформировать еще один пласт необходимых для успешного ведения бизнеса компетенций: мультиязычность и мультикультурность, протокол, управление проектами, навыки художественного творчества, креативность, психология общения, клиентоориентированность и т.д.
Туризм, как и многие другие сферы деятельности, требует современных технологических решений на всех этапах разработки, продвижения продуктов и клиентского пути: мобильные приложения, платформы с виртуальными турами и достопримечательностями, использование VR- и AR-технологий, систем онлайн бронирования, платформ с отзывами, бесконтактные технологии, технологии для сокращения негативного влияния на окружающую среду, работу с big data и пр. Это предопределило еще одну особенность образовательной программы: в нее включены дисциплины, формирующие компетенции в области цифровизации применительно к сфере туризма и индустрии гостеприимства, системного и аналитического мышления, финансовую, юридическую грамотность и т.д.
Если в целом говорить о специфике этой программы, то учиться по ней, на мой взгляд, безумно интересно, она как ключ к познанию мира, культур, истории, позволит найти единомышленников и партнеров на всех континентах, она для жизнелюбов, а набор компетенций, которые будут сформированы, позволят сделать хорошую карьеру.
— Какие есть карьерные перспективы в туристской сфере? Нуждаются ли сегодня работодатели в высококвалифицированных кадрах? Почему именно сегодня остро ощущается необходимость в таких специалистах?
— Туристские рынки характеризуются острой конкурентной борьбой, носящей внутриотраслевой, территориальный и международный характер. За туристами следуют большие денежные потоки, так в 2019 году (этот год сейчас часто используется как базовый в статистике туризма) российские туристы потратили за рубежом более тридцати миллиардов долларов США. По расчетам экономистов за два — два с половиной года из страны вывозилось туристами примерно столько денег, сколько потребовалось на подготовку г. Сочи к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года (порядка $50-60 млрд. – прим. N&M).
Сейчас в связи с пандемией и сложной политической обстановкой международные турпотоки переориентировались на внутренний туризм и это шанс для отечественного турбизнеса: если будут предложены конкурентоспособные турпродукты с современными технологическими сервисами, то возможно удержать этот новый сегмент туристов. А соответственно развивать функционирующие предприятия, создавать новые современные и делать хорошую карьеру.
— В каждом Вашем слове сквозит уверенность в том, что туризм в России будет развиваться невероятными темпами… Что лежит в основе этой убежденности?
— На развитие туризма в России в современных условиях влияет много факторов: пандемия, санкции, цифровизация, принятие национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и др. Принятие нацпроекта — это факт признания значимости туризма для развития страны и инструмент решения многочисленных задач: создания благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности, развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры, современных систем продвижения внутреннего и въездного туризма, цифровизации, повышения качества и доступности российских турпродуктов, совершенствование системы подготовки кадров и др.
В соответствии с нацпроектом предполагается интенсивное развитие тринадцати туристских макротерриторий: Русская Балтика, Юг России, Кавказ, Большая Волга, Русский Север и Арктика, Байкал и т.д. В результате к 2030 году в два раза должен увеличиться турпоток: с 65 до 140 млн. поездок в год; в два раза увеличится количество рабочих мест в отрасли — до 4,7 млн. рабочих мест; в два раза увеличится экспорт туристских услуг — до 22,5 млрд. долларов.
Все это демонстрирует стремительную динамику и колоссальные перспективы развития этой уникальной, неповторимой, безумно интересной сферы деятельности.
Хочу пожелать успехов всем, кто решит связать свое будущее со сферой туризма!
Подробнее о Программе МГИМО и СГУ читайте здесь!