Наша редакция «Новости & Смыслы» старается дать слово не только самым опытным экспертам с колоссальным опытом, но и талантливым представителям «молодой волны», которые, тем не менее, уже на деле доказали свое право на мнение в самых важных вопросах для города и для курорта.
Интервью с Анной Мищенко, молодым одаренным дизайнером, получилось по-настоящему глубоким, полным смыслов, и, при этом, интересным, легко читаемым и вызывающим реальное уважение. Впрочем, давайте прямо к интервью…
— Анна, не так давно Вы выступили в Красной Поляне и вызвали бурную реакцию участников мероприятия. Расскажите, каким вопросам было посвящено Ваше выступление и почему зал так отреагировал?
— Добрый день!Моё выступление на недавнем форуме было посвящено теме «Инвестиции в аутентичный дизайн культур юга России и его популяризация на федеральном уровне». Это очень важная тема, и я действительно рада возможности её обсудить.
Для меня был и остается ключевой вопрос, над которым призываю задуматься каждого из нас. Это вопрос: «Что мы оставим после себя? Какое наше наследие?»
Здесь речь идет не просто о материальных объектах, а о фундаментальных ценностях. О том, что мы, как современники, сможем создать и оставить для будущих поколений – что будет отражать наш уникальный временной период, наш взгляд на мир, и при этом будет нести в себе истинную, непреходящую ценность, передавая из поколения в поколение. Ведь если мы сегодня забудем о своей идентичности, о своих корнях, что достанется нашим потомкам, как наследие нашего времени, кроме, возможно, безликих пластиковых фасадов и рекламного шума?
Также, были затронуты другие важные вопросы, касающиеся именно Юга. В нашей стремительной современной жизни многие истинные значения, к сожалению, начинают «замыливаться», терять свою первоначальную глубину. Поэтому я хочу вернуть нас к истокам значений, к самой сути.
Например: «Что такое курорт? Южный курорт?» Какой он для вас в Сочи? Каким вы его видите на Черноморском побережье и на всем Юге России в идеале? Что составляет его настоящую ценность, помимо климата и моря?
Уважаемые слушатели, если у вас появятся идеи, будьте щедрыми – поделитесь! Ваши идеи обязательно найдут отражение в концепциях нашей студии, а ваши имена, безусловно, будут запечатлены в истории общего наследия.
В целом было интересно наблюдать реакцию, когда профессионалы видят, как принципы из другой сферы могут трансформировать их привычные практики — это вызывает неподдельный интерес. Я продемонстрировала конкретные примеры, где пересечение наших дисциплин создает удивительные возможности, часто упускаемые из виду в погоне за очевидными решениями и быстрой окупаемостью. Именно этот междисциплинарный мост вызвал такой живой отклик.
— Что так и что не так у нас в Сочи и по Югу России с дизайном и культурным кодом?
— Южный курорт, по крайней мере для меня, – это симбиоз природы, истории, культуры и, конечно, дизайна. Место, где архитектура и благоустройство не конкурируют с природными красотами, а гармонично их дополняют. Где каждый уголок, каждая деталь, каждый арт-объект формируют ощущение спокойствия, уюта и праздника жизни. Где сохраняется и развивается уникальный культурный код региона, где прошлое переплетается с настоящим, создавая неповторимый колорит.
Именно с этих позиций хочу ответить на ваш вопрос: «Что так и что не так у нас в Сочи и по Югу России с дизайном и культурным кодом?»
Юг России и Кавказ – это действительно наш «золотой кусочек», занимающий хоть и небольшой процент от общей площади страны (около 2,6%), но обладающий колоссальным потенциалом. Это уникальные места для оздоровления, отдыха и постоянного проживания. Приезжая сюда, человек должен погружаться в совершенно иную среду: в особую природу, богатую культуру, вековые традиции и, конечно, уникальную местную кухню. И в этом погружении ключевую роль играет визуал – все, что нас окружает, от масштабных ландшафтов до мельчайших предметов. Он формирует первые ассоциации, создает связь с историей и корнями места.
Что было «так» (и что ещё можно спасти):
В Сочи, как российской здравнице, мы имеем уникальное советское наследие. Это монументальная и функциональная архитектура – от сталинского ампира до модернизма – которая изначально создавалась с глубоким пониманием местности. Само планирование городских пространств, архитектура санаториев и продуманное благоустройство не просто вписывались в ландшафт, а подчеркивали его величие и красоту, располагая к глубокому впитыванию этой уникальной атмосферы. Здания и парки словно «дышали» вместе с горами и морем, создавая единое гармоничное целое. Архитектура выступала как благородный фон, а общественные пространства – парки, скверы, набережные – были яркими, креативными зонами, которые так же гармонично существовали с окружением.
Что «не так»:
К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с серьезными проблемами. Прежде всего, это забвение собственных корней. Мы видим, как многие исторические здания «зашиваются» и «залатываются» безликими современными материалами – пластиком, профнастилом, дешевыми рекламными вывесками. Это приводит к тому, что порой невозможно понять, в каком городе ты находишься – на юге или на севере. Идентичность стирается. Архитектура перестает быть уникальным фоном, она теряет свою индивидуальность и связь с местом.
К этому добавляется агрессивный и хаотичный рекламный шум, который буквально забивает собой общественные пространства, превращая их в визуальный мусор. И это касается не только вывесок, но и нередко хаотичного, непродуманного благоустройства, и даже некоторых арт-объектов, которые вместо того, чтобы украшать, лишь усиливают этот диссонанс. Они разрушают эстетику улиц, скверов, набережных.
Что касается новой архитектуры, то здесь ситуация неоднозначна. С одной стороны, появляется масса проектов, которые, к сожалению, оторваны от контекста или не учитывают местный колорит и исторический код, что лишь усугубляет проблему потери идентичности.
С другой стороны, что отрадно, в последнее время появляются и очень достойные образцы, которые действительно пытаются осмыслить и отобразить культурный код Сочи. Это проекты, где архитекторы не просто строят коробки, а стараются создать диалог с ландшафтом, используя природные материалы, продумывая панорамное остекление, чтобы впустить в интерьер море и горы. Они пытаются переосмыслить принципы той самой советской курортной архитектуры – ее монументальность, открытость, связь с природой – но уже на современный лад, с использованием новых технологий и эстетики.
Такие проекты несут в себе эту самую «сочинскую ДНК»: они пропитаны светом, воздухом, уважением к масштабу человека и величию природы. Они создают ощущение праздника, но при этом гармонично вписаны в окружающую среду, не кричат, а деликатно дополняют ее. Это могут быть как отдельные знаковые общественные здания, так и тщательно спроектированные жилые комплексы или отели, где каждый элемент – от фасада до благоустройства территории и арт-объектов – работает на создание целостного образа южного курорта.
Однако, проблема в том, что таких умных, вдумчивых и контекстуальных проектов катастрофически мало по сравнению с подавляющей массой застройки. Большая часть нового строительства – это либо безликие типовые решения, которые могли бы стоять в любом другом городе, либо объекты, диктуемые исключительно коммерческой выгодой, без должного внимания к архитектурной ценности, визуальной экологии и сохранению уникальной идентичности. Эти объекты игнорируют ландшафт, перегружают его, создают визуальный шум и тем самым разрушают тот самый культурный код, о котором мы говорим.
Как в подобном пространстве, наполненном визуальным диссонансом и хаосом, возможно получить полноценный, желаемый отдых в курортной зоне? Это становится труднодостижимой задачей. Отдыхающему хочется красоты, спокойствия, эстетического наслаждения, а не «шума» и ощущения временности.
— Можно ли изменить ситуацию к лучшему? Что для этого нужно сделать?
— Безусловно, да! Ситуацию можно и нужно менять к лучшему. Это, конечно, большая, комплексная работа, которая требует объединения усилий и глубокого понимания взаимосвязей между различными сферами. Для формирования по-настоящему аутентичного и устойчивого облика Юга России необходимо синхронизировать и развивать такие направления, как:
У меня есть в наработках комплексное видение такого развития, и в нем даже есть наброски того, как этот процесс может повлиять на самое ценное – на наше население. Речь идет о:
Дизайн — это не только про внешний вид, это про стратегию, про создание смыслов, про создание той самой аутентичности, которая будет востребована всегда и будет передаваться из поколения в поколение как наше подлинное наследие.
— Есть ли в России и в мире примеры и кейсы, которые нам стоит взять на вооружение?
— Мировой опыт – образцы глубокой интеграции дизайна и культурного кода:
Российский опыт – вдохновляющие прецеденты и направления развития:
Считаю, нам стоит взять на вооружение:
— Как молодые талантливые дизайнеры могут способствовать изменению внешней и внутренней среды к комфорту и визуальной гармонии?
— Молодые таланты могут создавать дизайн, который понятен и привлекателен для современного, глобально мыслящего человека, но при этом несет в себе культурный код места. Это особенно важно для туристической инфраструктуры Черноморского побережья и Кавказа, где аутентичность становится конкурентным преимуществом.
Такой подход требует тонкого баланса – избегать как слепого копирования западных трендов, так и карикатурной «этничности». Здесь можно вспомнить успешные примеры скандинавского или японского дизайна, которые смогли сохранить свою идентичность и при этом стать глобально узнаваемыми и востребованными.
Особая миссия молодых дизайнеров Юга России – найти баланс между глобальными тенденциями и локальной идентичностью. В эпоху, когда интерьеры, архитектура, графический дизайн становятся всё более унифицированными по всему миру, именно местная специфика может стать источником уникальных решений.
СПРАВКА:
Анна Мищенко — дизайнер интерьеров и ландшафта, основатель направления Хатинг (дизайн, направление отдыха на юге). Спикер и участник федеральных мероприятий. Эксперт креативных стендов ведущих выставок России. Соорганизатор международного фестиваля дизайна AW in Sochi 2023
Контакты
Тел. +7 918 949 67 59
Соц сети
ВК: https://vk.com/annamishchenkoru
ТГ: https://t.me/annamis_design
Еще больше материалов, посвященным важным темам и смыслам, читайте здесь!