Говорят, что юность путешествует в поисках приключений, зрелость – в погоне за впечатлениями. Но что движет тем, кто перешагнул порог, за которым, как принято думать, остаются лишь покой и садовый участок? Аналитики одного известного банка, подобно картографам человеческих душ, нанесли на карту России удивительный феномен: целая армия «серебряных странников» открыла для себя новое искусство жизни. Искусство путешествовать.
Тайное братство восемнадцати миллионов
Цифры, если вдуматься, обладают своей собственной поэзией. Восемнадцать с половиной миллионов поездок за полгода – таков результат этого тихого паломничества. Каждый третий россиянин, чей возраст украсила седина, выбирает для своего отдыха солнечные курорты родного Юга. Они не спешат, эти мудрые путешественники. Их маршрут – не спринтерский забег, а десятидневная, а то и более долгая, медитация на берегу моря, в тени гор, в окружении семьи или старых друзей.
Что же влечёт их сюда, в этот вечный Вавилон курортного отдыха и хороших санаториев на побережье и у минеральных источников? Пять столпов, на которых зиждется их выбор:
Они едут не покорять, а созерцать. Не ставить галочки, а жить.
Мудрость «несезона», или Элегия в осенних тонах
И вот тут открывается самая изящная черта их характера. В то время как молодёжь штурмует курорты в летний зной, «серебряные странники» нашли свою собственную, тихую пристань. Они полюбили бархатный сезон и межсезонье – томную южную осень, плавно перетекающую в нежную приморскую весну. Эта простая привычка оказалась благословением для всей экономики Юга, сгладив сезонные волны и подарив некоторым отелям и санаториям ровное, стабильное дыхание.
Их кошелёк, вопреки расхожим мнениям, открыт, но осмотрителен. Они с готовностью тратятся на добротную еду в магазинах (почти треть всех расходов!) и необходимые лекарства. На шумные развлечения – менее охотно. Их богатство – в беседах, в неспешных прогулках, в тихом созерцании заката. И всё же их средние траты неуклонно растут, ибо они вкладывают их в самое ценное – в своё здоровье, в новые знания, в правильную пищу. Это не транжирство, это разумная инвестиция в качество оставшейся жизни.
Философия серебряного путешествия
Для человека между пятьюдесятью и семьюдесятью пятью путешествие становится не просто поездкой. Оно превращается в одну из главных «зон комфорта» – наряду с садовым участком и любимым хобби. Это верный способ отогнать стресс и вдохнуть в себя новую энергию. 41 % из них совершает одно большое путешествие в год, а 37 % – уже два или три. И что знаменательно: 84 % «серебряных россиян» твёрдо намерены отправиться в путь до конца года.
Так рождается новый портрет на фоне пейзажа. Портрет человека, который не доживает свой век, а проживает его – с чемоданом в руке, с билетом до Сочи, Ялты или Геленджика, с мудрым спокойствием в глазах. Они открыли великую тайну: что курорт – это не место на карте, а состояние души. И что осень года может быть прекраснее иного лета.
СПРАВКА
Аналитики Сбера изучили потребительские предпочтения отдыха россиян серебряного возраста на основе 18,5 млн (+13 к 2024 году) их поездок внутри страны за первое полугодие:
По данным опросов Сбера, отдых внутри страны до конца года планируют 84% россиян от 55 лет.
Траты туристов этого возраста отличаются от расходов более молодых групп. Они чаще покупают в продовольственных (32,6% трат) и непродовольственных (29,4%) магазинах и аптеках (3,7%), но вдвое меньше среднего тратят на развлечения. При этом только за первые 6 месяцев 2025 их средние дневные траты выросли на 10,3%, т.к. все больше внимания они уделяют здоровому образу жизни, посещению оздоровительных процедур и образовательных курсов, а также правильному питанию.
Комментарий от Анатолия Песенникова, председателя Юго-Западного банка Сбербанка:
– Туристы от 55 лет стали чаще выбирать южные регионы России для отдыха. В тройку регионов-лидеров у них входят Ленинградская и Московская области (по 31%), а также Ставропольский край (28%). По нашим оценкам, ещё около 5% пришлось на другие южные регионы: курорты Кубани, Крым и Северный Кавказ. Уже более трети россиян старшего возраста хотя бы раз в год приезжают на юг для оздоровления.
На их выбор влияют пять факторов: доступность инфраструктуры, качество сервиса индустрии гостеприимства, развитие безналичных платежей, богатое культурное наследие, разнообразие природных достопримечательностей. После 55 лет путешественники всё чаще выбирают для поездок на юг осень и весну. Также они на четверть чаще молодёжи покупают туристические путёвки для себя и родственников. Это помогает нивелировать сезонные колебания в загрузке отелей и санаториев, формирует стабильный спрос на оздоровительный, гастрокультурный и промышленный туризм, даёт рост оборота всему занятому в смежных областях южной экономики малому и среднему бизнесу».
ВАЖНО!
Ассоциация Отельеров АМОС рекомендует всем россиянам 50+ побывать на Декаде зрелого возраста в Сочи (с 14 по 24 ноября), особенно, если вы участвуете в работе общественных организаций, любите спорт и физическую культуру, танцуете или поёте.
Оптимально приезжать небольшой делегацией из вашего города – хотя бы 6-8 человек. А отелям и санаториям Сочи, Анапы, Геленджика и других курортов Юга России Ассоциация Отельеров АМОС рекомендует внедрять в межсезонье Специальную Программу «Серебряный возраст» по согласованию с обладателем Торговой марки и профильной экспертизы!
Рекомендуем прочитать по ссылке статью о том, почему стремление к долголетию становится символом статуса и как взять контроль над процессом старения.