Разумеется, самого документа, где была бы подробно расписана новая Стратегия для сферы туризма в России, еще нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет. Но сама Стратегия, вернее – принципиальный подход со стороны нового курирующего сферу туризма министерства, уже сформирован и уже звучит в публичном пространстве.
Давайте вместе попробуем разобраться в хитросплетениях российской государственной политики в индустрии туризма, которая крайне важна для десятков миллионов людей в нашей стране и для очень многих людей в других странах…
В самом конце декабря 2022 года глава Минэкономразвития Максим Решетников провел рабочую встречу с представителями турбизнеса, в ходе которой весьма четко обозначил приоритеты ведомства на среднесрочную перспективу. На мероприятии присутствовали представители туроператоров, гостиничного бизнеса, инвесторы, а также менеджмент ОАО «РЖД» и «Аэрофлота».
По словам главы Минэка, основной стратегией для повышения доступности внутреннего турпродукта является не стимулирование спроса, а расширение предложения и развитие новых концепций отдыха.
— Сейчас задача номер один — расширять предложение, а не спрос. Создавать альтернативу зарубежным курортам за счет ввода новых номеров и решения инфраструктурных вопросов. В том числе, цель в рамках нацпроекта к 2030 году выйти на ежегодный показатель в 140 млн поездок по стране, — заявил Максим Решетников. — По нашим оценкам, выполнить его можно только при увеличении номерного фонда на 30-40%. Чтобы ускорить эту работу, ввели ряд мер поддержки по строительству гостиниц. Давайте обсудим, как они работают, какие решения еще необходимы.
Фактически это означает, что правительство не намерено возвращаться к программам туристического кешбэка, а также продолжать субсидирование туристических чартеров. Оба начинания были запущены командой Ростуризма, который, согласно указа президента России Владимира Путина, был упразднен осенью 2022 года.
Эксперты с осторожностью отнеслись к озвученной министром информации, хотя и постарались найти положительные моменты в факте самой встречи. К примеру, по мнению президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, положительным моментом встречи можно назвать то, что туризм остается на повестке работы правительства. Главной целью встречи было выслушать мнение турбизнеса для определения приоритетов в туризме, и туристическому сообществу действительно дали возможность проговорить ключевые моменты, а также получить комментарии от Минэка. Тем не менее, об эффективности этого совещания будет лучше судить по решениям, которые будут приняты по его итогам.
— Минэкономразвития объявил о том, что планирует сконцентрироваться на развитии инфраструктуры, и именно эти вопросы будут в максимальном фокусе. Регулятору важно расширить предложение внутреннего турпродукта. С другой стороны, турбизнесу дали понять, что финансирование ключевых проектов в плане стимулирования спроса будет свернуто, — прокомментировал итоги встречи Илья Уманский.
Что касается развития туристической инфраструктуры, одним из методов останется Постановление № 141, которое предполагает субсидирование процентной ставки для инвесторов в сфере гостеприимства. В то же время, по словам главы РСТ, в Минэке пока не называют сроки нового окна подачи заявок по проектам.
Кроме того, на встрече обсуждалось дальнейшее расширение предложений в сфере автобусной и железнодорожной перевозки, которые сегодня выступают не только как компоненты доступного турпродукта, но по ряду направлений — и как единственные варианты доставки туристов на место отдыха.
— Железнодорожная перевозка имеет важнейшее значение для роста турпотока на юг России в условиях закрытого воздушного пространства. Однако пропускная возможность железнодорожных путей в Крыму близка к насыщению, и в этих условиях было бы логично развивать мультимодальную перевозку с пересадочным узлом, например, в Керчи, — считает Илья Уманский.
О том, что нужно расширять предложение в сфере туризма и делать его более доступным, говорят все, говорят давно и спорить с данным утверждением никто и не собирается. И здесь целый ряд направлений для совместной работы государства и бизнеса, в том числе:
Но стоит ли так сразу забыть про стимулирование спроса?
Ведь та же Программа кешбэка за путевки впервые за многие годы позволила огромному числу людей впервые выбраться на курорт, что, согласитесь, невероятно важно. Многие семьи были реально счастливы, что смогли воспользоваться Программой детского кешбэка. Пенсионеры смогли выбраться в хорошие санатории.
Да и сам факт того, что Программа помогла курортам выстоять в пандемию и в ситуациях с резким падением спроса весной и осенью 2022 года за счет роста турпотока именно в межсезонье – уже одно это достойно того, чтобы продолжать данную Программу и дальше.
Вполне допускаем, что Программу кешбэка за путевки стоит определенным образом донастроить, доработать, сделать ее еще более эффективной, но сам факт резкой смены политического вектора в туризме реально вызывает опасения. А если и новая стратегия будет столь же резко свернута через два-три года, что тогда будут делать инвесторы, уже по полной программе начавшие строительство новых объектов на новых и «старых» курортах?
Многие эксперты из сферы туризма, опрошенные редакцией «Новости & Смыслы», высказываются в том ключе, что простых решений для отрасли, перед которой стоит грандиозная задача вырасти в разы (с 60 млн поездок по стране до 140 млн поездок менее чем за 10 лет), нет и быть не может.
Нам нужно масштабное усложнение всех процессов управления отраслью при сохранении прозрачности обсуждения возможных сценариев развития и прозрачности принимаемых решений. Тем более, что активно продолжается дискуссия и о необходимости нового закона в туризме…
К примеру, председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев однозначно выступает за разработку нового закона, в котором, по его мнению, крайне важно определиться с таким понятием, как «туристическая услуга». И сам закон, по мнению г-на Тарбаева, должен быть актом прямого действия.
Илья Уманский, президент РСТ, также считает, что все варианты проекта закона, рассматриваемые в 2022 году, нужно отметать в сторону и писать закон заново.
Но есть и другие точки зрения. Георгий Мохов, генеральный директор «Персона Грата» и бизнес-омбудсмен в сфере туризма, считает иначе:
— С точки зрения законотворчества, намного проще реформировать готовые документы и нормативы, чем пытаться создать что-то с нуля. Важно понимать, что крупные федеральные законы создаются раз в десять лет, и такие документы не существуют изолировано: они тесно сплетены с подзаконными актами, постановлениями, региональными программами и многим другим. И для решения локальных, точечных задач всегда проще внести поправки в действующий федеральный закон.
Что будет в итоге, куда и как развернется вектор ключевых решений в сфере туризма, каким станет для отрасли новый 2023 год, пока можно только предполагать.
Но время летит быстро, и совсем скоро, друзья, мы с вами всё это узнаем.
Редакция «Новости & Смыслы» продолжит следить за развитием ситуации, и мы будем информировать вас о том, какие решения будут приняты в ближайшее время.
Еще больше актуальной информации о туризме читайте здесь, о решениях гос. органов – здесь!