О том, что фискальная нагрузка в сфере туризма и в гостиничной индустрии в России чрезмерна, эксперты говорят уже многие годы. И не только представители профильных общественных организаций, но даже Герман Греф неоднократно обращал внимание министров на то, что рентабельность активов в отрасли слишком уж мала и что-то точно нужно решать.
Но сегодня мы хотим обратиться к истории и вспомнить, как еще летом 2023 года ведущие эксперты и специалисты предлагали правительственным структурам найти пути снижения налоговой и административной нагрузки на сферу туризма.
Как писала 17 августа 2023 года газета «Ведомости» (ссылка), основные туристические деловые объединения выступили с инициативой снизить налоговую нагрузку на отрасль. Речь идет о пяти налогах:
Общая позиция Федерации рестораторов и отельеров, Российской гостиничной ассоциации, Союза туризма и гостеприимства и Российского союза туриндустрии (РСТ) направлена министру экономического развития Максиму Решетникову.
Несмотря на действующие меры поддержки гостиничной отрасли, рентабельность капитала крупных коллективных средств размещения (КСР) практически равна нулю, говорится в письме. В связи с этим инвестиционная привлекательность отрасли находится на крайне низком уровне по сравнению со сравнительно небольшим бизнесом, который пользуется упрощенной системой налогообложения (УСН).
Чтобы исправить ситуацию, объединения предлагают:
— освободить от НДС все услуги, которые оказываются в гостиницах и других средствах размещения (питание, обслуживание в тренажерных залах, аренду конференц-залов и т. д.). Сейчас нулевая ставка налога действует только на выручку непосредственно от оплаты проживания. Рестораны также освобождены от НДС, но льгота не распространяется на точки, размещенные в гостиницах;
— снизить предельную ставку по налогу на имущество с 2,2 до 0,25% от кадастровой стоимости на площадь номеров, умноженную на 2. Вся инфраструктура, которая находится за пределами этой удвоенной площади, от налога на имущество освобождается. Такой подход объясняется соотношением общей и полезной площади. Зачастую номерной фонд в крупных туристических центрах занимает в 5–6 раз меньшую площадь по сравнению с общей. При этом предлагается распространить обязанность по уплате налога на имущество на все виды КСР независимо от формы налогообложения. Сейчас этим видом налога облагаются средства размещения на общей системе налогообложения (ОСН), причем он исчисляется исходя из балансовой стоимости имущества. Санатории на ОСН, а также пользователи УСН от налога на имущество освобождены;
— освободить гостиницы и другие средства размещения от налога на прибыль;
— снизить для их сотрудников ставку страховых взносов как минимум до того же уровня, который предусмотрен для компаний из сферы IT (7,6%). Доля расходов на персонал в КСР составляет от 25 до 50%, поясняется в письме. При этом недобросовестные работодатели зачастую переводят сотрудников в серый сектор рынка труда. Снижение ставки страховых взносов не только приведет к обелению рынка труда, но и позволит установить в отрасли конкурентную зарплату;
— снизить ставку для пользователей УСН «Доходы» (помимо этого режима бизнес может применять «Доходы минус расходы». – «Ведомости») с 6 до 2%.
По расчетам деловых объединений, рентабельность капитала в туризме повысится примерно на 5–6 процентных пунктов в результате поправок в Налоговый кодекс. В 2022 г. в бюджеты разного уровня поступило 58,6 млрд руб. от отрасли, подсчитали в объединениях. Если бы фискальная нагрузка была снижена так, как это предлагают авторы письма Решетникову, сборы составили бы 53,5 млрд руб. Но при условии, что отрасль начнет обеляться, поступления возрастут и перекроют потери, считают там.
Представитель Минфина не ответил на просьбу оценить предложение туристических объединений. В пресс-службе Минэка сообщили, что собрали все предложения отрасли, которые в этом году выдвигались на встречах с бизнесом в таких регионах, как Алтайский и Красноярский край, Тюменская область, Бурятия, Башкортостан и др. Чтобы выработать комплексную инициативу, Минэк направил общий перечень предложений для оценки в объединения, представляющие интересы туристической отрасли, уточнил его представитель.
В настоящее время Минэк и туристический бизнес проводят стратегические сессии по вопросу разработки новой модели управления туристической отраслью, сообщили «Ведомостям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко (курирует туризм). На этой площадке для Чернышенко и Решетникова прорабатываются все направления, которые влияют на развитие отрасли, в том числе условия для привлечения инвесторов и ведения турбизнеса при повышенном спросе на внутренний туризм, уточнил представитель Чернышенко. «О результатах проинформируем по итогам этой работы с отраслью», – пообещал он.
По оценкам деловых объединений, до 2030 г. платежеспособный внешний и внутренний спрос делает оправданным создание нового номерного фонда в 238 000 номеров. Минимальный объем частных инвестиций только в КСР составит 5,9 трлн руб. (по курсу 97 руб./$), говорится в приложении к письму ассоциаций, расчеты произвел Центр стратегических исследований и разработок Союза туризма и гостеприимства. Общая площадь помещений составит более 20 млн кв. м, будет создано 380 000 прямых рабочих мест со средним объемом инвестиций 17 млн руб. на каждого сотрудника.
Суммарный ежегодный внутренний инвестиционный ресурс физлиц и предприятий в виде неинвестированной прибыли и доходности финансовых активов можно оценить в диапазоне от 25 трлн до 27 трлн руб., говорится в документе. Среднегодовой объем частных инвестиций в туристическую инфраструктуру должен составить примерно 1 трлн руб. ежегодно в течение семи лет – это 4% от минимального инвестпотенциала страны. Чтобы привлечь их в отрасль, надо создать условия для работы фондов альтернативных инвестиций, в частности принять специальный закон, следует из документа.
Механизм консолидации коллективных инвестиций широко распространен за рубежом для финансирования венчурных проектов, инфраструктуры и крупных проектов в недвижимости, пояснил директор Центра стратегических исследований и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян.
В ЕС и США активы в управлении таких фондов занимают 40% ВВП, в России формат пока отсутствует в принципе, добавил он. Это позволит привлекать деньги более дешево по сравнению с банковским финансированием. Например, привлечение финансирования от фондов в крупный проект недвижимости с выплатой фонду условно 10% в год делает стоимость капитала для проекта в 2 раза дешевле, чем банковский кредит на 15 лет под 12%, и даже дешевле, чем при субсидированной бюджетом ставке 5%. Развитие фондов альтернативных инвестиций даст отрасли еще в среднем 8 процентных пунктов доходности инвестиций.
Кроме снижения налоговой нагрузки и создания фондов альтернативных инвестиций отрасли требуется платежеспособный спрос. Потенциал внутреннего спроса ограничен и оценивается в 8 млн граждан, причем прежде всего это члены домохозяйств с относительно высоким уровнем доходов, говорится в материалах объединений. Совокупный отложенный спрос россиян на туристические поездки в результате внешних воздействий разного характера за три года составил $74 млрд, или 5,2 трлн руб., которые должны были бы в значительной мере быть направлены на туристические услуги внутри России. Тем не менее, например, в 2022 г. доходы КСР в номинальном выражении выросли на 114 млрд руб. по сравнению с 2019 или 2021 г. и составили не более 11% от суммы снижения расходов россиян на выездные поездки в прошлом году.
Принципиально важно допустить на рынок туристов из других стран. К России примыкает три рынка выездного туризма с общим объемом импорта туристических поездок в размере $1 трлн в 2019 г., это:
Из этой суммы Россия получила лишь $6,7 млрд (0,7%) в виде экспортных доходов по статье «Поездки». При среднемировом доходе на одного иностранного туриста в $1280 в России этот показатель составил $370.
Потенциал платежеспособного спроса на туристические услуги в России со стороны иностранцев превышает внутренний в 155 раз, оценили в объединениях. С точки зрения наличия свободного капитала в стране, технических возможностей и опыта других крупных туристических дестинаций, показавших взрывной рост инвестиций и доходов от туризма, эта цель вполне достижима, полагает Роман Еремян. По его словам, Россия далеко не первая в мире страна, которая ставит перед собой такие цели, дело за малым – нужна рентабельность инвестиций. Если реализовать трехкомпонентную реформу – налоги, фонды альтернативных инвестиций и открытие внешних рынков, – инвесторы придут, уверен он.
Сейчас у отрасли две системные проблемы, отметил президент РСТ Илья Уманский.
Первая – низкий показатель рентабельности капитала. В 2022 г. он впервые пробил нулевую отметку – ROE составила -0,2%, сообщил он. В 2008 г. показатель составлял 15%.
Вторая проблема – неравномерность фискальной нагрузки на отрасль, продолжил Уманский. Основной объем инвестиций в отрасль идет преимущественно в так называемый частный сектор – гостевые дома, микрогостиницы, апартаменты, которые в отличие от крупных туристических объектов находятся в гораздо более благоприятных условиях с точки зрения налогов. Эту ситуацию надо хотя бы отчасти уравновесить, считает он.
Запуск нацпроекта по туризму принципиально ничего не изменил в отрасли, отметил член общественно-экспертного совета нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Алексей Кожевников. Создавать крупные проекты без снижения налоговой нагрузки не получилось, а строительство быстровозводимых модульных отелей или кемпингов – это абсолютно другая ниша и другие инвестиции, которые ничего общего с классическим капиталоемким процессом строительства гостиниц не имеют, добавил он. Более того, зарплата линейного персонала в гостиничном секторе находится на последних позициях в отраслевом разрезе экономики. Чтобы переломить ситуацию, отрасли требуются радикальные перемены, резюмировал Кожевников.
О том, как минфин предлагает поднять налоги на сферу туризма, читайте здесь!