Сочи и другие курорты Юга России совсем по-разному выглядят для людей из разных регионов страны. У жителей Краснодара и Ростова-на-Дону – своя картина. Москвичи и жители Подмосковья видят наши курорты по-своему. Уральцы и сибиряки – совсем иначе. Редакция N&M попросила Наталию Белякову, известного эксперта в маркетинге туризма и путешествий, поделиться своим мнением о том, как наши курорты выглядят для жителей Северо-западного региона…
— Статистики по летнему выбору петербуржцев в 2022 году пока не видела. Однако, основываясь на данных прошлого года и личной небольшой социологии (не претендующей, впрочем, на репрезентативность), могу сказать, что петербуржцы вполне европоцентричны — при возможности выбирают экономичные перелеты внутри Европы, стартуя из ближайшего аэрохаба — Хельсинки.
Летом прошлого года приоткрытые границы и недружественный курс нацвалюты скорректировали приоритеты — в топе вместе с Финляндией оказались Турция, Абхазия и Беларусь. Однако, заметим, это в любом случае выезд за пределы страны, если позволяют средства.
В этом году петербуржцы, с одной стороны, виртуозно минимизируют последствия «новой реальности». Например, попадают в Европу через услугу медицинского туризма — приглашение от стоматологической клиники составляет около 100 евро. С другой — всем военным и значительной части государственных структур, которых в Петербурге немало, выезд за границу не рекомендован или запрещён. Эта категория останется в стране.
— Медиаполе вокруг туризма на юге России сулит яростный прайс; при этом денег у большинства населения хватит на одну поездку, и это обычно море. Поэтому из уст в уста передаются названия менее раскрученных, по сравнению с Сочи, локаций. Думаю, в этом году этот спрос будет поддержан предложением нового качества.
В ковид многие столичные белые воротнички обустроили себе запасной аэродром на российском Юге. Часть — исключительно для себя, часть — сразу с планами арендной ренты и развития небольшого бизнеса. Авторские мини-отели, взлёт микро-виноделен, сыроварен, глэмпов, агро-усадеб и прочих «лавандовых» бизнесов — все это позволяет посмотреть на «частный сектор» по-новому. Как минимум, отслеживать профессиональным отельерам и санкуру происходящую там динамику.
Кроме того, рекомендовала бы тщательно проанализировать свой образ, доступность и простоту навигации с позиции автотуриста. Очевидно, на российский юг многие россияне будут добираться именно так — дороги позволяют, транзитные регионы придумали массу объектов, где можно не просто переночевать, а получить комплекс впечатлений. Поездка на юг — это не утомительная «гонка к морю». На пути туда и обратно вполне можно компенсировать «пляжный» режим отдыха в точке конечного назначения с культурно-познавательным, гастротуризмом и др.
— Но в отношении автотуризма у нас до сих пор повсеместна фундаментальная ошибка — представляется некий легкомысленный вояжёр, который принимает решения, глядя на навигацию вдоль трассы. Разумеется, это не так. Скорее, именно автотуристы, среди которых сегодня много семейной аудитории — мастера планирования. Отклонение от маршрута скорее исключение, чем правило. Все решается загодя, поэтому с точки зрения понимания этой потребительской логики необходимо не только прокачать себя во всех навигаторах и gis-сервисах (живые свежие отзывы, трастовые фото, программа событий на неделю рядом).
Нужно также включаться в долгосрочный трек работы с аудиторией, планирующей отпуск с опорой на тревел-лонгриды, рекомендации лидеров мнений, выходящих на курорты Юга России благодаря актуальному SEO (уточнение семантического ядра в сезон производится регулярно, особенно сейчас, с уходом рекламных бюджетов).
СПРАВКА:
Белякова Наталия,
Доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента. Кандидат исторических наук. В 2014 году закончила обучение в Brand Management & Marketing Communications в London School of Business and Finance.
Один из ведущих российских экспертов по маркетингу в сфере туризма и путешествий.
О том, как власти и бизнес развивают туризм в провинции Хайнань, читайте здесь!