Протяжённости береговой полосы в Сочи позавидует любой город мира – целых 95 км! Однако природный потенциал используется в полсилы. Так, например, морские перевозки на курорте буксуют с развала СССР, а вопрос появления водного такси давно стал притчей во языцех. Для парусного спорта существует только одна база – яхт-клуб в Хостинском районе, построенный в качестве запасного к Олимпиаде-80 и ставший базой для тренировок сборной страны. А ведь в Сочи можно ходить под парусами круглый год – непозволительная роскошь для яхтсменов из более «прохладных» регионов! Не всё гладко и с маринами, их на курорте только две. Строительство марин обсуждают с 90-хх, но только сейчас проекты воплощаются в жизнь. Что будут представлять яхтенные порты в Сочи? Не пострадает ли прибрежная зона? Подробности и детали узнавала редакция News&Meanings.
Локации следующие:
Девелопером и инвестором проектов является группа компаний «Альянс Марин Девелопмент». Проекты реализуют до 2030 года. Что касается реалий сегодняшнего дня, то городу особо похвастаться нечем, на курорте эксплуатируются два яхтенных порта – «Сочи Гранд Марина» и ФГУП «Югспорт». Новые марины станут не только «убежищем» для яхт, но и центром развития водных видов спорта и туризма, местом для проведения регат международного уровня и точкой притяжения отдыхающих.
О строительстве яхтенных портов на Азово-Черноморском побережье начали говорить ещё в начале 90-хх годов прошлого века. Одну из первых концепций разработал в 1994 году сочинец Николай Александрович Гришин, яхтенный капитан, инженер, гидротехник. Сейчас он является советником Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) по отделению градостроительство, экспертом комитета по туризму Госдумы РФ и департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
В 90-хх годах Николай Гришин предложил внести в Генплан Сочи раздел по яхтингу и водному туризму. Впервые в истории современной России! По мнению Николая Александровича, создание сети марин способствовало бы росту привлекательности Сочи и обеспечило безопасность морских перевозок. Впоследствии концепция была откорректирована и определены локации для размещения марин, которые образуют собой сеть. Не все понимают, в чём смысл появления таких стоянок?
— В первую очередь марины необходимы для безопасного морского прибрежного судоходства, — объясняет Ольга Шебзухова, соавтор концепции сети марин и руководитель группы компаний «Альянс Марин Девелопмент». – То есть, это возможность регулярного сообщения пассажирского водного транспорта, а также удобного перемещения яхт между портами. Почему нужна именно сеть и нельзя обойтись одной или двумя маринами? Для безопасного перемещения небольшие плавсредства должны иметь возможность не только укрыться во время непогоды, но иметь возможность для хранения, обслуживания, заправки яхт, и отдыха людей, работающих на яхтах… Это можно сравнить с сетью автомобильных заправок, которые дают машинам свободно перемещаться по стране. Если бы заправка была бы одна, то машины бы никуда не поехали. С яхтами ситуация аналогичная.
Разработкой концепции с 1993 года занимается компания ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ», входящая в группу компаний «Альянс Марин Девелопмент» с лидером консорциума ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты». Уже в 2019 году проект марины «Каньон Прохладный» представили на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Сейчас разработка проекта ведётся совместно с Министерством строительства РФ, Федеральным агентством по туризму РФ и другими профильными ведомствами. Ожидается, что строительство марин войдёт в концепцию комплексного развития Сочи. На данный момент также идёт работа над проблемой берегозащиты на побережье.
— Все локации были определены профильными специалистами, согласованы руководством Сочи, Краснодарского края и сейчас проходят согласование на федеральном уровне, — отмечает Ольга Шебзухова.
В чём польза марин для тех людей, кто не имеет яхты и не занимается парусным спортом? И есть ли реальная польза для города? Важный момент в том, что марины в Сочи будут третьего поколения. То есть, не просто место, где можно оставить яхту, а целое градообразующее предприятие и морской рекреационный комплекс. Он включает в себя саму марину (акваторию для безопасной стоянки яхт) и искусственный земельный участок. На нём расположат гостиничные комплексы (до 30 тыс. мест гостиничного фонда!), рестораны, оборудуют набережную. Иными словами, всё, что необходимо для отдыха, туризма, культурной жизни и развития спорта.
Яхтенные порты в Сочи также позволят создать большое количество рабочих мест и будут способствовать развитию территории, которая прилегает к марине. В идеале это станет перераспределением транспортных потоков, когда часть нагрузки возьмёт на себя водный транспорт. Появление таких объектов повысит популярность и Лазаревского района как места отдыха у туристов.
С нетерпением ждут появления марин и сами сочинцы, увлекающиеся яхтингом. Предприниматель Александр Дугин поделился мнением о появлении яхтенных портов:
— Марины пригодятся в Сочи, порой просто их не хватает по пути следования вдоль берега. Приумножение марин даст стояночные места, которых не хватает в Сочи для катеров, яхт, малых кораблей… Уверен, что это будет дополнительным толчком и в развитии парусного спорта! Было бы интересно поучаствовать в новых организованных соревнованиях. Ну а с развитием инфраструктуры парусного спорта потянутся всё новые и новые, живущие морем, люди! Море – это стихия, на языке стиха с ним и разговариваем!
Традиционно возникает вопрос, не пострадает ли береговая полоса от таких масштабных работ? И не «откусит» ли строительство пляжные территории? Очень важно отметить, что создание марин является частью комплексного подхода к развитию береговой зоны, и будет способствовать созданию новых и расширению существующих пляжей. Возводить объекты будут на искусственных земельных участках. Более того, появление марин поможет решить давнюю проблему берегоукрепления.
Что касается водных видов спорта, то на них при разработке проекта также сделали ставку.
— Новость про строительство марин я, конечно, уже слышал пару лет назад, — комментирует сочинец Александр Аскеров, спортсмен-виндсёрфер, двукратный чемпион России, участник Олимпийских игр в Токио-2021. – Радует, что это станет возможностью для развития нашего вида спорта и большой шаг вперёд. В Сочи акватория позволяет заниматься парусным спортом круглый год и это нужно использовать. Такие проекты помогут создать конкуренцию между яхт-клубами и школами, что повысит уровень спортсменов. Для привлечения внимания людей к парусному спорту в стране это тоже важно! Если проект воплотится в реальность, то я в нём вижу только одни плюсы.
Ожидается, что марины появятся в Сочи до 2030 года за счёт привлечения частных инвестиций. Реализация масштабного проекта потребует около триллиона рублей, а окупаемость займёт в среднем 7-8 лет.
В Турции однажды единовременно за счёт средств госбюджета построили 100 марин для развития побережья. Это дало огромное количество рабочих мест, а также возможность для развития малого и среднего бизнеса. Что касается других стран, то в Италии действуют 111 марин (рассчитано на 40 тыс. мест), в Греции – 241 (670 тыс. яхт), в Испании – 329 марин (112 тыс. яхт). А вот все стоянки для яхт Черноморского побережья могут принять всего лишь до 500 яхт.
О том, как развивают бизнес в яхтенной индустрии в Китае, читайте здесь! В Турции – здесь!