Сейчас, на волне кризиса, системные благотворительные проекты попали в зону риска. Однако бизнесу не стоит исключать их из своих стратегий развития. О том, почему так важна системная благотворительность предпринимателям любого уровня, мы поговорили с бизнес & executive-коучем ICF, экс-советником по коммуникациям золотодобывающего холдинга, лидером Национальной федерации профессиональных менторов и коучей г. Сочи Надеждой Асламовой.
Мы стремимся делать добрые дела адресно, то есть помогать конкретным людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Но для развития сферы благотворительности в целом наиболее важно внимание к системным проектам. Особенно это касается зоны социальной ответственности бизнеса.
Что такое системная благотворительность? Та, которая позволяет помочь большому количеству людей. От адресной такая благотворительность отличается долгосрочностью, регулярностью и масштабами. Это, например, помощь хосписам, НКО, учебным и медицинским заведениям и пр. Это и про экологичное потребление, и про «зеленую экономику», и про бережливое производство. Зарождение именно системности началось сравнительно недавно.
— Лет 10 назад много говорилось про социальную ответственность бизнеса, сейчас эта тема как-то поутихла, – вспоминает Надежда. — То ли все уже стали социально ответственными в достаточной мере, то ли появились другие проблемы и задачи. Думаю, что все-таки первое. Человечество понемногу отходит от бездумного потребления. Добровольный вклад в социальную сферу стал делом привычным. Многие компании помогают местным творческим коллективам, детскому спорту, людям с ограниченными возможностями. Мы в золотодобывающей компании, где я работала с 2012 по 2016 годы советником по коммуникациям, тогда тоже начали активно включаться в повестку СОБ. Этого требовало время, мы были одним из старейших и крупнейших предприятий района и у нас были ресурсы, чтобы делать что-то еще, кроме извлечения прибыли.
—То есть, это проявление сознательности, веление души? По сути, бизнесу это ни к чему?
— Надо понимать, что благотворительность бизнеса – это не просто хорошие добрые дяди, готовые помогать всем страждущим. Хотя и это тоже. Но здесь есть определенная экономическая выгода.
Социально ответственная компания, участвующая в социальных проектах, работает на повышение лояльности общества к своему бренду. То есть, когда компания делает что-то хорошее для социально незащищенных людей, то она тоже в выигрыше. Она приобретает определенную репутацию. К ней начинают лучше относиться. Народ думает: «Это не какие-то хапуги, которые только и гребут деньги лопатой, а отзывчивые предприниматели, которым не плевать на людей».
— Работа на имидж?
— По факту мы получаем высокую степень лояльности общества. Отмечу, что лояльность сейчас – ключевое слово в работе с клиентами. Хотя «золотодобытчики» работают не с физическими лицами, а с банками. Тем не менее они, благодаря участию в системных благотворительных проектах, получают высокие рейтинги, которые принимают во внимание те же банки, потенциальные партнеры, инвесторы. Чем еще выгодно? К социально-значимым проектам легче привлекать внимание СМИ. Если вы хотите попасть в новостные ленты, вы должны запустить какую-то акцию или же помочь такому проекту, присоединиться к нему.
— Получается, закладка в бизнес-стратегию благотворительных программ – инвестиции в свое развитие?
— Именно! Когда мы занимаемся благотворительностью – выигрывают все. Эта популярная сейчас позиция в бизнесе — стратегия Win-Win — «выиграл – выиграл». Выигрывает и благотворитель, и благоприобретатель. Вспомним бизнесмена из Краснодара Сергея Галицкого. Он увековечил свое имя и, одновременно краснодарцы получили крутой парк, стадион и футбольную школу.
— Да, краснодарцы горой встали за Галицкого, когда решили, что его притесняют.
— И это тоже один из так называемых «бонусов» занятий системной благотворительностью. Компания, когда у нее хорошая репутация в обществе, в сложных ситуациях получает народную поддержку. Общество встает на ее защиту. Плюс – такие компании очень устойчивы, в них нет «текучки» кадров, поскольку забота распространяется не только вовне, но и внутрь – на собственных сотрудников.
Сегодня и многие российские компании, оказавшись в непривычных для себя экономических условиях, сомневаются: стоит ли сейчас участвовать в социальных проектах? Со всех точек зрения — вовлечения сотрудников, налаживания внешних коммуникаций, реализации партнерских проектов — да. В том числе, помогать и своему персоналу. Это подтверждает и Надежда.
— Благотворительность должна быть не только внешней, но и внутренней. Забота о своем персонале должна быть обязательна. Компании, в которых заботятся о своих, создают для них комфортные условия, неубиваемые. Люди будут держаться за работу даже, если что-то пойдет не так. Общество будет помогать компании, которая на слуху, которая «сеет разумное, доброе, вечное», и все про это знают. Компания, где я работала является для меня эталонным образцом социальной ответственности. Там оборудуют уютные офисы, строят теплые и прочные коттеджи для работников, два раза в год вывозят их детей на море за счет организации. Много отдают и вовне – поддерживают вузы, участвуют в возрождении духовного наследия: помогают православным храмам, государственному концертному оркестру, финансируют участие местных в спортивных соревнованиях, конкурсах, выставках местных некоммерческих организаций, творческих и спортивных объединений.
— Значит, благотворительность бизнеса – это «и вашим, и нашим»?
— Да, это как лодка с двумя веслами. С одной стороны – социальная ответственность перед сотрудниками, с другой – перед обществом. И оба «весла» работают в конечном итоге на развитие.
Системная благотворительность становится одним из приоритетных направлений для бизнеса. Однако сейчас многие общественные организации испытывают сложности: зарубежные предприятия покинули российский рынок, выйдя и из социальных проектов, а местные компании заметно снизили уровень пожертвований. Однако это ошибочно.
— Бизнес нужно видеть системно. Где всё влияет на всё. Возьмем, к примеру, отель – горничные убирают плохо, а отдуваются маркетологи или пиарщики, которые отвечают на негативные отзывы в соцсетях. Или администраторы на ресепшен. Но не горничные, которые с постояльцами не взаимодействуют. Я бы сравнила бизнес с медициной. У нас принято лечить не организм в целом, а конкретный орган. То есть, медики имеют дело со следствием, а не с причиной. Так и в бизнесе. Каждый отдел занимается своим делом и практически не имеет взаимосвязей.
Мы не можем рассматривать бизнес как разрозненные подразделения: пиарщики отдельно, производство отдельно. Ничего подобного. Все взаимосвязано. Бизнес – это целостный организм. Поэтому благотворительность и социальная ответственность – это вещи, которые влияют на бизнес в целом, на его восприятие в обществе. Это – залог развития и, если угодно, получения дивидендов в будущем.
— Что еще можете посоветовать предпринимателям любого масштаба?
— Самая распространенная ошибка – не рассказывать о своих благотворительных проектах в соцсетях. Это тот случай, когда скромность, украшающая человека, называется бижутерией. Вот к примеру, одна компания не с особо устойчивой репутацией в пандемию за свой счет кормила врачей «красных зон» и скорой помощи. И молчала об этом. В итоге репутация осталась на прежнем уровне. Поэтому не стесняйтесь, заявляйте о своих проектах, привлекайте в них людей.
Еще больше статей по теме благотворительности читайте здесь!