Согласно последним исследованиям, Олимпийская столица по уровню качества жизни занимает второе место после Москвы. Всегда в топе Сочи находится и по комфорту городской среды. Однако с этим согласятся не все местные жители. Например, мамочки с колясками, пенсионеры и инвалиды каждый день испытывают трудности с передвижением. Проблему безбарьерной среды в Сочи обсудили в рамках семинара «Доступная среда – просто о сложном». О чём говорили на семинаре? Как архитекторы и местные власти оценивают безбарьерную среду курорта? И реально ли изменить ситуацию? Об этом узнавала редакция «News&Meanings».
Инициатором семинара стала Краснодарская региональная социально-спортивная общественная организация инвалидов «Стоик» и АНО РЦК «Доступная среда». Участие в нём приняли представители местных властей, депутаты и архитекторы.
Сложно поверить, но по статистике 40% населения являются маломобильными. Но это не только инвалиды! Временные трудности с передвижением испытывают родители с колясками и пенсионеры. Что касается Сочи, то в город на отдых ежегодно приезжают 15 тысяч людей с инвалидностью. И им также необходима безбарьерная среда. Город-курорт должен быть в первую очередь комфортным, но пандусы, которыми оборудованы коммерческие и социальные объекты, далеки до совершенства. По факту при мониторинге безбарьерной среды оценивают просто его наличие, а на то, что с пандуса колясочник просто упадёт, внимание не заостряют. Изменение городской среды тормозит несовершенство законодательной базы.
— Самый важный момент заключается в том, что доступная среда должна стать образом жизни всего общества в нашей стране, а не только отдельных категорий граждан, — отмечает Нана Михайлова, председатель молодёжного парламента Сочи.
Один из спикеров семинара – эксперт общественной палаты РФ Лев Гутман. Он рассказал о новшествах в законодательной базе и строительных нормах по доступной среде. Он далеко не первый эксперт федерального уровня, кто говорит о том, что у Сочи печальная история с доступностью. К тому же, доступными должны быть не только социальные объекты, но и любые городские маршруты. Архитекторы отмечают, что в Сочи отсутствуют бесшовные маршруты, соединяющие спальные районы с морем. То есть, те, маршруты где нет лестниц и сложных для прохождения участков.
Несмотря на то, что бизнес готов адаптировать объекты, больше – не значит лучше. Порой пандусы могут быть такими, что воспользоваться ими невозможно. А тактильная плитка в том количестве, в котором появляется на улицах Сочи, и вовсе пустая трата времени и денег. Получается ситуация, когда, на первый взгляд, безбарьерная среда существует, но по на практике это потёмкинские деревни. Кто виноват? Ведь основной камень преткновения – неверное проектирование объектов, ошибочное прочтение проектной документации, использование устаревших нормативов… Всё это напоминает кусочки огромного пазла, которые никак не могут сложиться вместе.
Самая эффективная работа начинается тогда, когда взаимодействие всех структур начинается с проектной документации. По закону все проекты должны быть разработаны с учётом доступности, но практика показывает, что это не всегда так. Кроме того, есть привязка к ландшафту. В реальности оказывается, что даже самый хороший и правильный проект не всегда корректно реализуют. Об этом говорит и архитектор Алиса Шмелёва, основатель архитектурного бюро «ab2.0», автор проекта реконструкции пляжа «Ривьера» и «Маяк»:
— Понимаете, в нормативных документах много пунктов, которые можно трактовать минимум двумя способами. И это касается не только маломобильных групп населения. Из-за этого архитекторы и проектировщики попадают в ловушку. То есть, они боятся сделать меньше, чем нужно, поэтому делают всё подряд. Вот тебе и пандус, и ограждения, и тактильная плитка всех размеров… Условно говоря, проектировщики боятся «промазать». Нужно популяризировать идею обсуждения проекта с экспертами заблаговременно, получать заключение. И об этом мы говорили на семинаре. Такая схема поможет избежать ошибок, сэкономить деньги заказчика и создать ту самую комфортную среду. Для меня на семинаре стало инсайтом, что, оказывается, для слабовидящих знаком опасности или изменения направления движения служат не тактильные плитки, которые мы усердно укладываем, а просто смена покрытия! То есть, идёт человек с палочкой и покрытие гладкое. Если оно изменилось и стало, например, шершавым, то нужно быть внимательным. Это важно знать проектировщикам, чтобы не укладывать тактильную плитку в бешеном количестве. Мало кто задумывается, что тактильная плитка мешает инвалидам-колясочникам, которые по ней проезжают, — их сильно трясёт. Самое интересное, слабовидящих в процентном соотношении намного меньше, чем тех, кто на колясках. Больше всего Сочи нужны качественные пандусы, но именно с ними большие проблемы. В процентном соотношении тактильная плитка необходима меньшему количеству людей, но она на каждом углу. Поэтому ситуация с безбарьерной средой порой доходит до абсурда.
Особенность Сочи – рельеф, который нужно учитывать при благоустройстве. Архитекторы считают, что это можно грамотно использовать при проектировании. Например, формировать транспортную и пешеходную сеть без выделенных пандусов и лестниц. То есть, максимально использовать возможности рельефа. Однако это точечная работа, невозможно разом превратить город в комфортную среду. Об этом нужно задумываться при реконструкции отдельных улиц, парковых зон и т.д. Чтобы суть реконструкции была не в том, чтобы просто поменять плитку, а в том, чтобы усовершенствовать доступность.
— Я могу говорить о доступности Сочи с точки зрения мамы, которая вместе с ребёнком на коляске каждый день преодолевает тысячу препятствий, — продолжает Алиса Шмелёва. – Так вот, конкретно для меня путь с улицы Роз до набережной почти как спортивный марафон. Нужно менять подход к сформировавшейся пешеходной и транспортной инфраструктуре города. Например, анализировать основные маршруты, по которым ходят люди, благоустраивать их. Все дороги в Сочи так или иначе ведут к морю. Рациональное предложение – брать один за одним эти тропинки, прорабатывать их, соединять и максимально превращать в «бесшовные», когда тротуар просто где-то приподнимается, а где-то опускается. В этом случае среда будет намного комфортнее.
При благоустройстве важно, чтобы застройщик, проектировщик, архитектор и местные власти говорили на одном языке и понимали друг друга. По мнению участников круглого стола, оценивать и корректировать проекты должны сертифицированные эксперты по созданию доступной среды. Только в этом случае не будет страдать качество пандусов, тактильная плитка будет укладываться в тех местах, где она действительно нужна, а среда станет комфортной для любого жителя Сочи. Доступность не требует огромных вложений, но она требует внимания к разработке проекта до момента воплощения в жизнь.
Нана Михайлова, председатель Молодёжного парламента Сочи:
— Молодёжный парламент при Городском Собрании Сочи уделяет особое внимание детям и молодёжи с инвалидностью. Нас волнует прежде всего нормативно-правовая база, но одного закона мало. Важно пробудить массовое неравнодушие, создать условия на всех уровнях для качественной и комфортной жизни людей с инвалидностью. А это прежде всего доступная среда. Совместно с Домом архитектора, Центром прикладной урбанистики «Импульс Сочи» мы разрабатываем инициативы и проекты, направленные на развитие городской среды: это и создание молодёжного свободного пространства, и создание парков на исторических территориях. После посещения семинара появилась твёрдая уверенность, что вопросы доступной среды всегда будут актуальны. Нужно буквально на личном примере и примере благоустройства в городе показывать каждому человеку, что это не новое и современное, а корректный подход для здорового образа жизни каждого! Что нужно изменить в Сочи, чтобы среда стала доступной? Для начало внедрять в сознание людей, что доступная среда – это норма жизни. Возможно, создать организацию, которая возьмёт кураторство над коммерческими площадками. От организованной среды напрямую зависит уровень сервиса, туризма, правосознание.
Еще больше новостей Сочи читайте здесь!