На днях стало известно, что на новую набережную в центре Сочи планируется потратить 20 млрд рублей. К этой теме мы сегодня еще вернемся в данном материале, но сначала давайте вспомним о искусственных островах в Дубае и посмотрим, почему многие называют проекты с этими островами самыми провальными…
«Новости & Смыслы» продолжает изучать опыт других регионов и стран, а выводы, уважаемые читатели, вы всегда можете сделать сами!
Согласитесь, пляжная полоса – это настоящее достояние для многих и многих стран. Россия здесь не исключение, бум на недвижимость в южных курортных городах тому самое настоящее подтверждение – очень многие хотят жить поближе к пляжу и к морю. Но если в России нам мало побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, а есть и еще много других мест, то в Дубае протяженность побережья буквально 70 км. Маловато будет.
Что делать? Разумеется, предприимчивые арабы решили найти способы значительно увеличить протяженность своих пляжей и набережных, а для этого и решили строить искусственные острова, благо глубины Персидского (в ОАЭ предпочитают название «Арабского») залива примерно 8-15 м, что вполне позволяет технически реализовать задуманное.
Задумали? Сделали.
Первым таким проектом стал остров Палм-Джумейра, строительство которого началось в 2001 году. На Востоке любят придавать подобным объектам символическую форму, и в данном случае был использован образ пальмы, с которым государства в пустыне естественным образом ассоциируются.
Работы по созданию намывного острова были закончены всего за 5 лет, и его освоение вселило в инвесторов уверенность в гениальности идеи. На «стволе» и «листьях» Палм-Джумейры разместились десятки отелей и жилых домов, сотни частных резиденций. С моря «пальму» прикрывал 11-километровый полумесяц волнореза, который также отдали под застройку. Именно там построили роскошный отель Atlantis The Palm, быстро ставший одним из дубайских архитектурных символов.
С «большой землей» весь комплекс, напоминавший город в городе и позволявший своим жителям существовать автономно, был связан мостами и тоннелями, а для гостей, приезжавших сюда на короткий срок, запустили монорельс, ставший местным общественным транспортом. Благодаря первому острову береговая линия Дубая увеличилась сразу на 56 километров, что чуть ли не удвоило ее. Продажи также шли отлично, что позволило, не дожидаясь их окончания, запустить еще два похожих проекта, две новые «пальмы» — Палм-Джабаль-Али и Палм-Дейра, которые планировались даже масштабнее предшественника.
Но и это еще не все. Все «пальмы» лишь формально были островами, поскольку благодаря мостам и перешейкам имели прочную физическую связь с континентом. К тому же они представляли собой относительно большие массивы суши, что позволило создать полноценные городские районы со всей необходимой инфраструктурой. В корпорации Nakheel, крупнейшем государственном девелопере Дубая, предположили, что своего покупателя найдут и архипелаги иного рода. Они должны были состоять из множества небольших островков, каждый из которых можно было продать индивидуальному покупателю или гостиничному оператору для создания многоэтажного, но изолированного от остальных комплекса.
Первым из таких архипелагов стал The World. Его острова образовывали континенты нашей планеты, а каждый из них был назван в честь какого-нибудь реального географического объекта (региона, страны или города) сообразно своему расположению на «карте». Вторым архипелагом должна была стать «Вселенная», чьи составляющие «рисовали» в водах Персидского залива небесные созвездия. В отличие от Пальмовых островов оба проекта не имели физической связи с континентом, лишь морской и воздушный.
Для строительства «Мира» были использованы уже проверенные на Палм-Джумейре технологии. С помощью целой флотилии специальных кораблей нидерландских компаний Van Oord и Boskalis, мировых лидеров в проведении такого рода работ, начиная с 2003 года в 4 километрах от берега были намыты 300 новых островов. В общей сложности архипелаг площадью 55 квадратных километров потребовал использования 321 миллиона кубометров морского песка (песок из пустыни по своим физическим характеристикам не подходил, так как быстро размывался) и миллионов тонн камней.
Средняя площадь каждого острова составила от полутора до четырех гектаров, а расстояние между ними — около ста метров.
Со всех сторон «Мир» от штормов защитила насыпная дамба из огромных валунов. Ее двухметровой высоты было достаточно для противостояния разрушающему воздействию волн, но при этом дамба не закрывала вид на море для обитателей архипелага. Общая длина береговой линии Дубая с его помощью увеличилась еще на 230 километров.
К концу десятилетия в Дубае на различных стадиях освоения находилось сразу четыре проекта искусственных островов. Палм-Джумейра была уже практически готова и заселена, «Мир» и Палм-Джабаль-Али — почти полностью отсыпаны и готовы к продаже. Однако подключение их к инженерной инфраструктуре города даже не начиналось. В случае с «Миром» это представляло серьезнейшую проблему, ведь расстояние до берега было куда больше, чем у Палм-Джумейры, да и вместо больших массивов суши строители имели дело с множеством ее мелких клочков. При этом каждый из их покупателей за потраченные миллионы вправе был рассчитывать на отсутствие проблем с водой, электричеством и канализацией.
Все это планировалось подключить с помощью подводных коммуникаций.
Удар по этим амбициозным объектам был нанесен мировым экономическим кризисом 2008—2009 годов. Он начался с лопнувшего пузыря на американском рынке недвижимости и ипотечного кредитования и особенно негативно повлиял как раз на этот сектор экономики, причем совсем не только в Соединенных Штатах. В Дубае цены на дома и квартиры также существенно снизились, упал и спрос на острова.
Парадоксальная история «Мира» и остальных искусственных архипелагов Дубая состоит в том, что выход из кризиса никак не сказался на летаргическом сне, в котором они пребывают с рубежа нулевых и десятых. Достаточно быстро город в своей континентальной части оправился от последствий рецессии и продолжил развиваться, хотя уже и без таких амбициозных одиночных проектов, как «Бурдж-Халифа», высочайшее здание Земли. Но высотки по-прежнему росли, сдавались в эксплуатацию, район Дубай Марина стал полноценной альтернативой центральной части мегаполиса, успешно был введен в строй новый аэропорт, город принял всемирную выставку EXPO-2020.
Однако все это развитие не касалось задуманных и уже физически существующих искусственных островов. Про «Мир» по-прежнему регулярно вспоминали в СМИ — то по поводу грядущего прихода какого-нибудь отельного оператора, то в связи с именем очередного селебрити, вроде бы решившего там поселиться, приобретя себе один из островков. По факту же, после крайне оптимистичных отчетов о бурных продажах, освоение архипелага, по сути, долгое время даже не начиналось. Да, на острове «Ливан» заработал пляжный клуб, а на «Гренландии», подаренной правительством Дубая Михаэлю Шумахеру, появилась белоснежная модернистская вилла, но это были только две капли в Персидском заливе.
Отсутствие прогресса на масштабной стройплощадке, только в создание которой Дубай инвестировал до $15 миллиардов, можно было бы связать с проблемами, возникшими у некоторых собственников после кризиса 2008 года. Владельцы «Великобритании» и «Таиланда» угодили в тюрьму по обвинениям в финансовых махинациях, покупатель «Ирландии» покончил с собой. Очевидно, что многие корпоративные инвесторы на фоне волатильного рынка предпочли взять паузу в освоении имеющейся у них территории. Вот только пауза эта чересчур затянулась.
Дополнительным фактором, скорее всего, стали и слухи об экологических проблемах, связанных с «Миром».
Помимо негативных изменений, которые проект такого масштаба принес в экосистему Персидского залива (девелопер Nakheel Properties, впрочем, их категорически отрицает), в прессе с незавидным постоянством появляется информация о том, что в своем нынешнем состоянии архипелаг постепенно тонет и размывается. Фотографии, сделанные с борта МКС, подтверждают уменьшение площади островов, хотя в Nakheel Properties утверждают, что такие изменения естественны и запланированы. Как бы то ни было, полтора десятка лет песчаные острова, задуманные как якорный проект для города, фактически простояли без дела, а инвестиции в них оказались в буквальном смысле закопаны в песок.
В среде специалистов по рынку недвижимости за искусственными островами Дубая вообще и за «Миром» в частности закрепилась репутация «белого слона». Так называют не оправдавшие ожиданий дорогостоящие проекты. Однако в последние годы можно констатировать первые признаки вновь возникающего интереса к, казалось бы, бесперспективным объектам. В феврале 2022 года на самом южном острове архипелага, Коронейшн, заработала пусть и небольшая (70 номеров), но все же гостиница Anantara World Islands Dubai Resort. Спустя год открылся Cote d’Azur Monaco Hotel, пилотная гостиница «Сердца Европы», пока самого крупного в «Мире» девелоперского проекта, которым занимается компания Kleindienst Group. В конце текущего года там обещают начать передавать собственникам первые частные виллы, а к 2026-му сдать в эксплуатацию еще несколько гостиниц, каждая из которых будет посвящена какому-нибудь европейскому региону.
Компания Nakheel Group весной и летом текущего года провела ребрендинг и двух законсервированных Пальмовых островов, пообещав перезапустить проект.
Получится ли реанимация в условиях возросшего спроса на недвижимость в Дубае, покажут ближайшие годы. Однако уже сейчас очевидно, что даже при самом удачном раскладе большой прибыли эмирату искусственные архипелаги не принесут. Они задумывались как революционная в своей амбициозности инициатива, а в итоге идея лишь на долгие годы заморозила миллиарды нефтедолларов, которые можно было потратить более эффективно. Теперь девелоперу предстоит выделить дополнительные миллиарды на окончание проекта и надеяться, что окупить затраты все-таки удастся.
А теперь давайте вернемся в наш любимый город Сочи, где на днях было озвучено о выделении 20 млрд рублей на новую набережную в центре Сочи – от Морпорта в сторону Цирка.
Согласно опубликованным данным, В ходе первого этапа реализации проекта запланировано строительство трех новых волноломов. Следующий этап, более масштабный, это возведение гидротехнического сооружения, которое позволит расширить набережную до 135 метров. Освоить данные денежные средства планирует компания «Десо» («Девелопер Сочи» — прим. ред.), руководитель – Анна Невзорова, депутат Законодательного Собрания Краснодарского края.
Ряд работ, видимо, начат прямо в разгар летнего высокого туристического сезона – закрыта площадь у Морпорта и в море ведутся строительные работы. Как это сказывается на чистоте морской воды на центральных пляжах – вопрос риторический. Впрочем, Роспотребнадзор рапортует о том, что всё хорошо.
То, что земли в Сочи под новые магазины, здания и сооружения реально не хватает (а, может, мы просто не умеем грамотно использовать то, что есть) – и теперь все чаще многие крупные бизнесмены и политики задумываются о сооружении новых насыпных территорий прямо в море – это вполне закономерное развитие событий.
Но так ли нужны нам эти насыпные территории?! Как и туристический поток в 15 млн туристов в Сочи, о котором мечтали некоторые чиновники, недавно дружно ушедшие в отставку и уехавшие из города? То, что нужны красивые набережные – это факт!
Выводы, повторимся, каждый делает сам.
Дмитрий Богданов, специально для портала «Новости & Смыслы»
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
Еще больше новостей по теме туризма читайте здесь!