Сентябрь 2024 года в республике Абхазия начался довольно шумно в политическом плане. Отказ России с 1 сентября от безвозмездных выплат бюджетникам республики и еще от ряда перечислений Сергей Шамба, министр иностранных дел, назвал «санкциями» и сообщил, что «это только первые шаги», «многие пострадают» и что «без Москвы многим в стране придется затянуть пояса»…
Популярное интернет-издание Sputnik Абхазия 9 сентября опубликовал весьма острую статью «Москва отбалансирует лучших друзей, которые кусают кормящую руку» (ссылка), в которой процитировал и главу МИД республики Абхазия Сергея Шамба, и руководителя МИД России Сергея Лаврова, а также перечислил ряд мер, предпринятых со стороны Российской Федерации, которые были неоднозначно восприняты в маленькой южной стране.
Далее несколько цитат из вышеуказанной статьи:
С учетом того, что в бюджете страны, признанной только Россией и обеспечиваемой тоже ей: 70 процентов бюджета Абхазии — прямое финансирование России, а оставшиеся 30 — доходы от российских же туристов, такие решения российского правительства вызвали бурную реакцию у многих в Абхазии.
Для Сочи, который вплотную граничит с республикой, куда многие сочинцы и гости курорта с удовольствием выезжают на отдых, а многие жители Абхазии часто приезжают, а многие еще и работают в Сочи, вопрос дружественных и добрососедских отношений крайне важен. Поэтому мы и стараемся внимательно следить за развитием событий.
Но давайте вновь вернемся к политическим решениям, принятым на самом верху.
Сергей Шамба, о котором мы уже упомянули выше, назвал данные действия России «санкциями» и сообщил, что «это только первые шаги», «многие пострадают» и что «без Москвы многим в стране придется затянуть пояса». Например, придется понять, кто теперь даром пришлет в Абхазию 700 миллионов рублей, которые нужны на зарплаты бюджетникам до конца года.
С учетом того, что сами жители Абхазии однозначно считают себя самыми верными и лучшими друзьями России, подобная ситуация — явление неординарное. Даже депутаты Гос. Думы РФ уже забили в колокола и призвали начать искать пути решения возникших проблем.
Но почему вдруг вообще возникли проблемы и недопонимание, ведь много лет России спокойно отправляла значительные суммы в республику и никаких проблем с этим не было?
Комментируя вдруг возникший кризис, глава МИД России Сергей Лавров заявил:
— Есть пакет договоренностей, который санкционирован президентами, одобрен правительствами двух стран. И в соответствии с этими договоренностями, которые даже ратифицированы в обоих парламентах, у каждой страны есть свои обязательства. Речь идет просто о том, чтобы соблюдался баланс этих обязательств, и наши абхазские друзья это прекрасно понимают.
При этом министр не считает происходящее «обострением» отношений между Россией и Абхазией: представители российского МИД в республике «ведут соответствующую работу», а глава абхазского МИД Сергей Шамба был приглашен посетить Москву в любое удобное для того время, чтобы обсудить трещины и ущелья.
Давайте попробуем вникнуть чуть глубже и вместе разберемся с деталями данной ситуации. Любой желающий легко найдет информацию о том, что в Абхазии существует гордая и независимая госпрограмма социально-экономического развития страны на 2022-2025 годы. Один из ключевых элементов этого документа — российско-абхазское соглашение «о содействии реализации» программы, где, в свою очередь, есть программа конкретной и пошаговой гармонизации законодательства двух стран. Выполнение данной гармонизации также прописано и заверено главами государств в договоре о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией от 24 ноября 2014-го.
Среди многочисленных гармонизируемых пунктов:
Так вот, законодательство Абхазии по данным темам (вместе с некоторыми другими) должно было быть приведено в соответствие с российскими и некоторыми международными нормами до 1 августа 2024 года.
Кроме того, в 2022-м Абхазия взяла на себя обязательства по постепенному переходу на полное самостоятельное финансирование заработных плат к 2025 году, а также проведение ряда экономических реформ.
Но срок прошел — а воз и ныне катается по ущельям, перескакивая трещины. На данный момент на бумаге «гармонизированы» лишь 26 из 45 пунктов, причем это пункты, по сути, второстепенные и, по мнению абхазской стороны, не несущие особых рисков для существующего положения вещей.
Иными словами, особо волнительные «товарищи» могут успокоиться. В данном случае речь не идет о каких-либо незаконных ограничениях, санкциях, наказаниях и ударах в дружественную спину: Москва действует строго в рамках давно работающих двусторонних российско-абхазских соглашений, чего совершенно нельзя сказать о другой стороне.
И, кстати, стоит отметить тот факт, что по-прежнему в Абхазии случаются и тяжелые аварии со смертельным исходом в отношении туристов из России, и случаи краж. Понятно, что от криминала никто не застрахован ни в одной стране мира, но точно бы хотелось увидеть больше внимания со стороны органов государственной власти Абхазии к вопросам безопасности в республике.
Есть и проблема с недвижимостью — на данный момент россияне легально купить недвижимость (а главное — сохранить ее за собой) не могут. Есть куча серых схем, где бизнес или недвижимость надо регистрировать на граждан Абхазии, и не надо быть нобелевским лауреатом, чтобы предположить, что рано или поздно ты приедешь в свои апартаменты, а там живут местные, которые с улыбкой сообщают тебе, что недвижимость уже не твоя. Есть ли такие риски? Конечно, есть. И с ними тоже нужно что-то решать…
По материалам РИА Новости, Sputnik Абхазия и других СМИ
фото Александр Уткин/РИА Новости