24-26 ноября на площадке Radisson Blu Resort & Congress Centre 5* состоялось большое и, не побоюсь этого слова, значимое мероприятие Ruviera Expo & Forum. Девизом этого года стала фраза Level up (на уровень вверх). О чем же говорили отельеры, руководители здравниц, поставщики и эксперты курортной отрасли на этом форуме?
Мероприятие, которое уже не первый год организовывают Юрий Васильченко и Валентина Симионел, по праву стало одной из визитных карточек в курортной индустрии. И время проведения форума выбрано не случайно – завершился высокий сезон, надо планировать следующий год, самое время встретиться с коллегами и экспертами, подвести итоги, обсудить планы, наметить совместные шаги.
Важно и то, что общее настроение форума очень деловое. Насыщенная программа выступлений по разным направлениям: IT-инструменты и сервисы для продаж, Дизайн и оснащение, Оздоровление и спа, Диджитал-маркетинг, Food & Beverage, Продажи и маркетинг, Анимация и развлечения, Housekeeping & Investor Day. Среди участников – известные российские спикеры. Да и в кулуарах форума все дни кипела напряженная работа – встречи, переговоры, обсуждение возможных контрактов…
Но что понравилось мне больше всего – это мощный запрос у представителей отрасли на честный и откровенный разговор!
Тон для такого открытого и честного разговора был задан сразу на первой панельной дискуссии, в которой, помимо собственно Юрия Васильченко, как организатора форума, приняли участие:
и автор этих строк – Дмитрий Богданов, сопредседатель Комитета по санаторно-курортной сфере Российского Союза туриндустрии, председатель Правления Ассоциации Отельеров АМОС.
После краткого выступления Ирины Орландини-Авруцкой, в котором она озвучила итоги форсайт-сессии с руководителями ряда крупных отелей и курортов, Вадим Прасов резко обострил ситуацию и подверг сомнению целый ряд тезисов, высказанных Ириной. Разумеется, дискуссия сразу приняла иной оборот и все присутствующие в зале активно включились в осмысление и обсуждение сказанного.
Другие спикеры не остались в долгу и тоже озвучили целый ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться в прошедшем летнем сезоне отельерам Юга России, да и многих других регионов.
Да, собственно выручка отелей и всей сферы туризма много где ощутимо подскочила в этом году – однозначно рванул вверх Дагестан, выросла выручка у курортов Кавказских Минеральных Вод и объектов размещения г. Сочи.
Но очень сильно просел Крым. И тенденции на полуострове явно пока не радуют. Анапа и Геленджик явно испытывали большие сложности в начале туристического сезона и далеко не всё им удалось наверстать за июль, август и сентябрь.
Даже успешные, в плане выручки, отели и санатории столкнулись со сложностями в привлечении линейного персонала, действующие сотрудники уже к началу лета испытывали усталость, а это сразу повлекло за собой заметное снижение уровня сервиса на курортах.
Весной и осенью многие объекты размещения потеряли большое количество корпоративных заказов – иногда, при отмене всего одной заявки буквально за 7-8 дней до старта мероприятия, потери составляли у отеля до 40 млн. рублей. Разумеется, возместить такие провалы практически невозможно и рентабельность в целом по году сразу ощутимо снижалась.
Серьезным испытанием для многих объектов размещения стал уход Букинга, а также невозможность продвижения в некоторых социальных сетях, которые, будем честными, давали результат явно лучше, чем те площадки, которые пришли им на замену. Понятно, что на переход требуется время и, я уверен, отельеры найдут выход, но все это – потери.
Долю неопределенности на будущий период добавило решение упразднить федеральное агентство Ростуризм и передать его функции 37-му департаменту министерства экономического развития.
А еще – периодические проблемы с курортной инфраструктурой (прорывы водопроводов и пр.), претензии Генеральной прокуратуры в адрес санаториев на Кавказских Минеральных Водах и в адрес ряда известных предприятий туристической направленности на курорте Сочи. Вопросы с транспортной доступностью наших курортов – как авиа-, так и в плане ж/д сообщения. Рост затрат на ЖКХ и многие позиции товаров, услуг, столь необходимых отельерам в их повседневной работе…
И в публичной дискуссии на форуме, и в общении с участниками мероприятия я однозначно видел запрос на честный и откровенный разговор о тех проблемах, с которыми сталкиваемся все мы – и как отдельный специалист отрасли, и как хозяйствующий субъект, и как вся отрасль в целом.
Именно с честного признания проблем и рисков, с открытого обсуждения возможных вариантов решения, с изучения лучших российских и международных практик, с привлечения опытных экспертов и начинается путь к успеху. Да, потом предстоит большой и напряженный труд по реализации всего этого плана действий, но без честного разговора просто не будет и изменений к лучшему. И очень здорово, что у наших отельеров есть запрос на такой честный и открытый разговор.
Переговорив за дни форума со многими отельерами, руководителями санаториев и апарт-отелей, гостевых домов, фирм-поставщиков товаров и услуг, я однозначно могу сделать вывод, что настрой у всех конструктивный. Есть осознание рисков и проблем, есть желание с этим работать и планомерно решать задачи по развитию своих проектов. Да, всё очень непросто и даже нынешняя нормативно-правовая среда в России не очень благоприятствует развитию отрасли, но все, с кем мне удалось переговорить, намерены идти только вперед.
Вот только как сделать так, чтобы за этот, без сомнения, огромный, по-настоящему колоссальный труд в течение следующего года, выигрыш и отельеров, и гостей наших курортов был сопоставим с тем выигрышем, который получают отельеры и туристы в ведущих зарубежных странах… Все же, напряженно работая целый год, доходы отельеров должны быть значимы, а уровень сервиса для гостей и удовлетворенность туристов – на высоте!
Именно этим и будем заниматься! Старт курортному сезону 2023 в России – ДАН!
Дмитрий Богданов, специально для «Новости & Смыслы».
Еще больше интересной информации о мероприятиях в Сочи и по Югу России читайте здесь!