Бесконтрольная застройка Сочи за последние два десятилетия изменила прозрачную и воздушную архитектуру южного города. А ведь именно изящная ансамблевая застройка привлекала туристов ещё с середины ХХ века. В чём уникальность архитектуры Сочи? Какие объекты можно назвать визитной карточкой города, кроме Морского вокзала? И о чём болит голова у архитекторов Сочи? Об этом узнавала редакция News&Meanings.
Общие принципы градостроительства, которые существуют в России, по разным причинам к Сочи применять бессмысленно. Что сейчас происходит с застройкой Сочи и с какими ветряными мельницами приходится бороться архитекторам?
Южный город, утопающий в зелени – именно этот архитектурный принцип стал главным в Сочи в начале ХХ века. Главные признаки – ансамблевость застройки. Иными словами, все объекты погружены в природу, не конфликтуют с ней и являются её логическим продолжением. Первым объектом, который полностью отражал эти принципы, стал санаторий Кавказская Ривьера.
— Масштаб обычного города и масштаб курорта – два принципиально разных масштаба, — объясняет Олег Козинский, заслуженный архитектор РФ, академик Международной академии архитектуры, руководитель Азово-Черномрского представительства ЮТО РААСН, автор более 120 проектов и построек в Сочи, Адыгее, Ставропольском крае, Крыму, Абхазии. – Курорты – это психологическая отдушина для тех, кто приезжает на отдых. И все признаки точечной архитектуры, которые доминируют во многих городах России, на Сочи сказываются пагубно. Как на его масштабе, так и уникальности. В архитектуре южного города должны быть минимальные визуальные препятствия для природы. То есть, через здания мы должны видеть начало и продолжение природы. Это важно для всех объектов в городе. Балконы, террасы, лоджии – тот элемент, который формирует архитектуру Сочи. Однако часто при эксплуатации зданий собственники начинают застеклять лоджии и балконы, что противоречит первоначальной идеи, заложенной автором.
Природа в южном городе – главная доминанта, архитектура не может нарушать этот баланс. Связь между улицей и внутренним пространством необходимо сохранять.
— Одна из задач сочинской архитектуры – помочь человеку преодолеть грань между внутренним и внешним, — отмечает Наталья Захарова, председатель сочинского Союза архитекторов России. – Это гениально воплощено в жизнь на примере железнодорожного вокзала Сочи через систему внутренних двориков, когда ты вроде и на улице, и одновременно внутри вокзала. Большие окна также помогают ощущать связь с природой, вспомните витражное окно в вестибюле Художественного музея. Эту же задачу выполняют террасы и балконы, что видно ещё в дореволюционной застройке Сочи. Важен и цвет! Природа ставит архитектуру в соподчинённое положение, поэтому архитектура нашего города всегда была монохромной, главные оттенки – белый или серый, что подчёркивает буйство зелени. Поэтому многие архитекторы отрицательно отнеслись к той раскраске города, которая произошла перед Олимпиадой.
Желание заработать и застроить каждый свободный клочок земли в Сочи за последние 20 лет пошатнуло архитектурную привлекательность курорта. Например, высотность зданий не укладывается в концепцию города-сада. Почему это важно?
— Средняя этажность зданий должна быть на уровне 5-6 этажей, чтобы деревья полностью закрывали застройку, — отмечает Ольга Шебзухова, архитектор, ген.директор проектно-инвестиционной компании ООО «Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ», эксперт по развитию рекреационных территорий. – Это и создаёт впечатление, что ты находишься в саду. При этом в Сочи строились архитектурные доминанты, например, здания гостиниц и санаториев, которые выше жилых домов. Это создаёт архитектурный ритм и привлекает внимание. А для отдыхающих бонусом отличный вид из окна. Курортный город должен производить впечатление и создавать атмосферу. К сожалению, за последние пару десятков лет здания появляются не там, где нужно и строятся по принципу максимальной коммерческой эффективности. Это влияет как на эстетическую составляющую, так и на атмосферу в городе. Происходит дисбаланс. В изумлении от новых объектов Сочи как архитектурное сообщество, так и местные жители с туристами.
Иными словами, высотки в городе-курорте имеют право на существование, но должны быть «штучным» и тщательно продуманным вариантом. Нет в Сочи и местных нормативов, которые учитывали бы особенности южного города на этапе проектирования. Поэтому преобладает тенденция строительства «коробок», обладающих правильными параметрами, но не вписывающихся в южную архитектуру.
— В Сочи не удаётся эффективно использовать рельеф, — продолжает Ольга Шебзухова. – Потому что те нормы, которыми мы руководствуемся, приняты для городов с ровными земельными участками. Дополнительно уродуют город подпорные стены. Я думаю, что это большая катастрофа для города, когда получаются некрасивые и неудобные объекты, изначально разработанные для других территорий. В таком городе проектирование и строительство каждого объекта нужно рассматривать индивидуально, оценивать его влияние на эстетическое восприятие. На текущий момент, к сожалению, роль архитектора в градостроительном кодексе не очень высока, фактически он превращается в исполнителя тех пожеланий, которые есть у того, кто платит за проект.
Существует проблема с правилами землепользования и застройки, в котором множество ограничений, идущих в разрез с особенностями Сочи.
— Многие всё ещё не пользуются преимуществом субтропиков, — комментирует Дарья Виноградова, архитектор, руководитель архитектурного бюро VINOGRADOVA ARHITESTS. – И не понимают, что в Сочи можно не проектировать из навесных панельных материалов, которые не передают естественную живую специфику курорта с его особенностями рельефа и т.д. Не умеют пользоваться всеми инструментами для создания гармоничной архитектуры. Но ведь Сочи расположен в субтропиках и его особенность в том, что мы, архитекторы, всецело можем применять все виды озеленения, которая работает в синергии с архитектурой. К счастью, сейчас появляется конкуренция среди архитектурных бюро, каждое бюро хочет быть лучшим. Плюс архитектура влияет на маржинальность проекта и его ликвидность.
По мнению архитекторов Сочи, нужно делать всё, чтобы не потерять лицо главного курорта страны. Во-первых, сохранять ансамблевую застройку. Во-вторых, придерживаться принципов прозрачности и лёгкости архитектуры в условиях окружающей природы. В-третьих, пытаться закрепить на местном уровне особенности проектирования и строительства в Сочи.
— Мы должны вернуться на тот уровень архитектуры, который был в Сочи много десятилетий назад, используя новые технологии и материалы, — уверен Олег Козинский. – Это требует высокой культуры как архитектора, так и самого заказчика, которому нужно объяснить, что архитектура должна соответствовать тому месту, в котором реализуется. Сейчас в Министерстве строительства на согласовании находится проект «Закон об архитектурной деятельности», который должен расширить права архитекторов. Если его примут, у нас будет больше возможностей. Например, ведение авторского надзора на этапе строительства. Нам важно отстаивать свои права не на бумаге, а в реализованном объекте в процессе его строительства и эксплуатации. То есть, на всех его этапах.
Какие объекты в Сочи можно назвать визитной карточкой курорта? Мы опросили архитекторов города и составили рейтинг из главных объектов Сочи.
Кавказская Ривьера. Один из первых объектов, в котором есть все признаки южной архитектуры. Уникальное здание как по архитектурной эстетике, так и по планировочным и структурным подходам – террасы, лоджии, балконы.
Зимний театр в стиле неоклассицизма. Здание приспособлено к условиям приморского города. Фойе устроено с таким расчетом, чтобы в летнее время было возможно подышать во время антракта прогуляться по галереям, образованным колоннадами, и подышать морским воздухом.
Санаторий Ворошилова (Сочинский Центральный военный санаторий). Яркий пример архитектуры конструктивизма. Гран-при на Парижской выставке 1937 года.
Санаторий им. Орджоникидзе, санаторий «Заря», санаторий «Мыс Видный».
Санаторий «Металлург», санаторий им. Дзержинского, санаторий «Заполярье».
ЖД вокзал (1970 г.) – характерный пример южной архитектуры, в которой в полной мере реализован принцип прозрачности.
Автовокзал.
— Именно автовокзал в своём изначальном виде был примером сочинской архитектуры, — комментирует Наталья Захарова. – Он был воздушным и насквозь проницаемым, здесь максимально размывалась грань между внутренним и внешним.
Санатории «Ставрополье» и «Дагомыс».
Торговая галерея на улице Навагинская.
— Это уникальное сооружение, — отмечает Олег Козинский. – Лёгкая и воздушная структура на двух уровнях, объединённая пешеходными маршрутами под навесами на террасах. Очень важна концепция галереи. Торговля не сама цель здания, важнее коммуникация людей, попадающих на эту территорию.
Концертный зал «Фестивальный».
Вокзал в Олимпийском парке. Архитектурный облик спроектирован с учётом особенностей ландшафта и традиций приморского зодчества. Олимпийские объекты.