В мае исполнилось 43 года с момента открытия в Сочи Центра парусного спорта сборных команд. Событие для тех лет – практически мирового масштаба! Во время подготовки Олимпиады-80 неожиданно выяснилось, что проводить соревнования по парусному спорту… негде. Основную базу построили в эстонском Таллине, а вот резервную – в Сочи. О парусах, Чёрном море и туризме редакция «News&Meanings» поговорила с Валерием Алексеевым – коренным сочинцем, человеком-легендой, стоявшим у истоков зарождения яхтинга в городе.
Во всём мире приморские города традиционно и успешно развивают парусный спорт. В Сочи всё не так просто. Казалось бы, на курорте есть все условия – море, комфортный субтропический климат и возможность тренироваться круглый год! Что не так с яхтингом в Сочи? Наши 5 вопросов мы задали Валерию Алексееву – одному из основателей сочинской парусной школы. Наш герой – мореход с 60-летним опытом!
— Валерий Васильевич, почему Сочи так долго «запрягал»? Парусный спорт развивался во всём мире ещё с начала ХХ века, а у нас даже к Олимпиаде-80 по факту не было места для соревнований. Получилось, что пока «петух не клюнул», то никто и не шевелился до этого момента…
— Парусным спортом в Сочи занимались и до Олимпиады-80. Но это были любители – бывшие моряки, участники Великой Отечественной войны – они в 1957 году году прошлого века создали на курорте ДОСААФ для занятий греблей, подводным плаванием, морским многоборьем. Для себя, для людей. Они просто безумно любили море. И я, мальчишкой, этим тоже увлёкся. Но в воздухе витал вопрос: «Почему такое красивое Чёрное море, а белых парусов нет?». И этот вопрос однажды задали председателю Горисполкома Сочи Вячеславу Воронкову. Это действительно было странно, потому что парусный спорт в те годы активно развивался во всём мире. Но ведь у нас тоже есть все условия! Более того, у нас были и чемпионы. В 1960 году на Олимпийских Играх в Италии, в Неаполе, «золото» выиграл Тимир Пинегин. И он был первым олимпийским чемпионом СССР по парусному спорту! Кстати, именно Тимир Алексеевич потом консультировал строительство парусной мастерской в нашем городе. К началу 1970-х годов в акватории Сочи уже проводились соревнования всесоюзного уровня и огромное количество яхт было просто негде разместить. Кстати, сам Центр впоследствии возвели быстро – за 3 года. Над выбором места долго не думали. Он появился на месте морской школы ДОСААФ, здесь же была и до сих пор есть Центральная спасательная станция Сочи.
— Расскажите, как популяризировали в те годы парусный спорт в Сочи? Сложно ли было привлечь детей, чтобы они пришли, начали заниматься и у них загорелись глаза?
— Я сам занимался популяризацией парусного спорта. Тогда же не было ни Интернета, ни фильмов про яхтинг. В 1972 году я вернулся из армии и меня пригласили вести судостроительный кружок во Дворце пионеров и школьников. Я согласился! Ведь в те годы я уже был действующим яхтсменом. Задача №1, которая ставилась передо мной, — привлечь молодёжь к занятиям парусным спортом. Мне сказали: «Валера, бери книги, журналы и всё, что найдёшь, — и приводи к нам детей! И я пошёл по школам, проводил открытые уроки. И всегда говорил детям: «Приходите сами и приводите с собой друзей!» Удивительно, но молодёжь приходила. И оставалась – это важно. То есть, текучки у нас в парусном спорте не было. Это было доступно и интересно, потому что яхты мы строили сами! Я парус самостоятельно шил на швейной машинке. Когда дети могли увидеть результат своего труда, тогда и мотивация была сильная. Что делать сейчас, чтобы популяризировать парусный спорт? Да, это сложная задача. У современных детей много активностей и развлечений. Но мы каждый год проводим день открытых дверей, когда дети могут прийти, посмотреть, потрогать всё своими руками, прокатиться…
— Чего не хватает парусному спорту в Сочи? Золотые годы яхтинга уже прошли?
— Понимаете, сейчас база в Сочи хоть и выполняет все функции, которые должна, но она не загружена полностью. Необходима не только популяризация вида спорта, но и финансирование. Например, на базе в Сочи не хватает нормального широкого слипа – для спуска и подъёма яхт. Наш слип был сделан к открытию Центра в 1980 году! Его нужно ремонтировать, он до недавнего времени вообще проваливался. Мне пришлось искать человека, который пригнал самосвал с бетоном и «по-братски» помог залатать спуск. В чём главная проблема? Особо за какие-либо изменения никто не бьётся. Понимаете, у детей в Сочи есть возможность бесплатно начать заниматься парусным спортом. Вы только приходите! Но детей мы не добираем, потому что у родителей появилось больше возможностей, они могут отдать сына или дочку в другие спортивные секции или кружки. Как родителям понять, что их ребёнок сможет заниматься парусным спортом? Мамы и папы должны осознавать, что физическая подготовка важна. Парусный спорт – это не просто перемещать своё тело по воде из точки А в точку Б. Нужно сдавать нормативы, поддерживать физическую форму. Тело должно помогать движению яхты. Чтобы не перевернуться, вам как минимум нужно зацепить трос, встать на борт и откренивать его. И вообще, все виды спорта, связанные с водой – естественное явление для городов на берегу моря. Я абсолютно уверен, что каждый сочинец должен уметь плавать! И у детей должен быть интерес к морю. Возьмите любую страну в Европе – Италия, Греция, Франция… Контингент яхтсменов формируется как раз из местного населения, которое и проживает в прибрежных городах.
— Яхтинг сейчас можно рассматривать как стимул для развития туризма в прибрежных городах?
— Да, потому что возможности – колоссальные! И это не только спортивные мероприятия и фестивали. Однажды заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко подал идею – использовать крейсерские яхты в качестве раскрутки яхтенного туризма. К сожалению, есть серьёзные препятствия из-за существующего законодательства. Например, в 2003 году я создал парусную регату «Осенний ветер». Мы ходили на яхтах из Сочи в Трабзон. Это было спортивно-туристическое мероприятие на больших крейсерских яхтах. К экипажу мог присоединиться любой желающий. Можно ли вернуть яхтенной туризм в Сочи? Да. Поищите в Интернете информацию про регату «Кубок Крыма» и всё сразу станет понятно. В Севастополе организовали всё очень классно, грамотно и понятно. Есть возможность записаться в экипаж даже в том случае, если у вас нет опыта! А если опыт есть или вы рулевой с удостоверением на право управление яхтой, то вам эту яхту вообще могут предоставить! Что касается Сочи, то в развитии яхтенного туризма поможет и проект строительства марин, о которых так много говорят в последние годы.
— Как обстоит дело с любительским яхтингом в Сочи? Могут ли взрослые прийти и заняться парусным спортом?
— Мы безумно хотим воплотить это в жизнь, но есть проблема с законодательством. По непонятным причинам считается, что все наши спортивные занятия со взрослыми – это коммерческая деятельность и является перевозкой пассажиров. По закону Кодекса торгового мореплавания РФ, эта перевозка должна оплачиваться. Более того, необходима регистрация суда в Минтрансе. То есть, регистрация во Всероссийской федерации парусного спорта значения не имеет, хотя это единый реестр спортивных и крейсерских туристических яхт. Свет в конце тоннеля будет тогда, когда нас передадут полностью под крыло Минтуризма. Как это и всегда и было! Сейчас же у нас бесконечная борьба с ветряными мельницами. Мы хотим развивать любительский яхтинг, но законы не позволяют. Ещё один момент в том, что если мы, например, захотим выйти на яхте в Севастополь или, например, Сухум, то сделать мы этого не сможем. Потому что обязаны обратиться в морской порт Сочи, пройти таможню и получить специальный пропуск. И если яхта не зарегистрирована по действующим законам, то никто такого разрешения, увы, не даст…
ДОСЬЕ
Валерий Алексеев – яхтсмен, мастер спорта СССР, судья Всероссийской категории, командор яхт-клуба «Сочи». Призёр Спартакиады народов СССР 1979 года и чемпион Краснодарского края по троеборью. Сооснователь ОО «Федерация парусного спорта г. Сочи», которая была основана в 2000 году. На данный момент Вице-президент Федерации. Начал работать в Центре парусного спорта сборных команд СССР с момента открытия в 1980 году. Является одним из основателей сочинской парусной школы, которая подготовила многих сильных спортсменов. В 1989-1991 годах Валерий Алексеев принимал участие в кругосветной гонке Whitbread на легендарной яхте «Фазиси», представлявшей СССР (был капитаном).
С 1993 года Валерий Васильевич является капитаном порта яхт-клуба «Сочи» — основной базы зимней подготовки сборных команд по парусному спорту СССР и России. За вклад в развитие российского парусного спорта в 2016 году стал лауреатом Национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «За верность парусу». Создатель таких традиционных Регат: Черноморская регата, Сочинская Регата, Зимняя Ривьера, — всероссийские соревнования, Зимние старты — всероссийское детское соревнование, Рождественская Регата (пока не проводится). За всю деятельность ежегодно проводил парусные фестивали, один из них Фестиваль памяти В. Высоцкого, который традиционно проводится 25 июля.
Еще больше интересных интервью читайте здесь!