Кто такой Элвин Тоффлер? Накануне написания этой статьи я спросил некоторых деловых людей из Сочи и они всё честно признались, что никогда не слышали этого имени и ничего об этом человеке не знают. И хотя, формально, знание про Тоффлера не является жизненно необходимым для руководителей компаний в Сочи или даже в любом другом городе нашей страны (как и всего мира), но я предложил редакции «Новости & Смыслы» подготовить статью о нем и редакция меня поддержала…
Для начала – небольшие пояснения. Случилось так, что уже более 28 лет я занимаюсь вопросами развития людей и проектов. Не раз открывал собственный бизнес и многие эти компании прекрасно работают до сих пор. Много раз включался в работу других предприятий, организаций – в качестве советника руководителя, директором филиала большой компании, генеральным директором, председателем Совета директором или председателем Правления. И, конечно, очень много консультировал разные организации по вопросам преодоления кризисов и/или развития компании.
Во всех этих случаях мне напрямую приходилось работать не только с настоящим, но и с будущим и даже с прошлым этих проектов и этих организаций. А работать со всем этим и не знать, кто и как еще в мире старался работать с этим максимально профессионально – было бы неправильным.
По сути, Элвин Тоффлер – один из самых влиятельных мыслителей XX века, который изменил то, как мы воспринимаем будущее. Его работы стали настольными книгами для очень многих бизнесменов, политиков и всех, кто пытался понять стремительно меняющийся мир на стыке индустриальной и информационной эпох. Но давайте расскажем о нем более подробно.
Родился Элвин Тоффлер в Нью-Йорке в 1928 году, во время Великой депрессии, и неудивительно, что он интересовался марксизмом, был настроен весьма радикально по отношению к американскому обществу и участвовал в левом движении.
В Нью-Йоркском университете изучал лингвистику, но радикальные убеждения сохранил. Там и познакомился с такой же радикально настроенной аспиранткой-лингвисткой по имени Хейди. Окончив университет (1949), Элвин и Хейди отказались от научной карьеры, переехали на Средний Запад, поженились и последующие пять лет работали на промышленных предприятиях, изучая проблемы и потребности рабочего класса непосредственно на месте. Элвин трудился монтажником и сварщиком. Несомненно, этот опыт помог ему стать профессором Корнельского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), почетным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента и т. д. и т. п.
Тоффлер — не без помощи верной Хейди, с которой он прожил всю жизнь и написал вместе две книги, — описал развитие общества как смену трех волн:
Именно Тоффлер сделал акцент на массовом потреблении как фундаментальной характеристике постиндустриального общества: «Потребительская экономика огромна… Потребление встряхнет рынки, изменит ролевую структуру общества и изменит наши представления о богатстве». Его идеи оказали огромное влияние не только на науки об обществе, но и на массовое сознание, его формулировки вошли в обыденный язык и уже не воспринимаются как принадлежащие конкретному автору.
Самые знаменитые книги Тоффлера — «Шок будущего» (Future Shock, 1970) и «Третья волна» (The Third Wave, 1980).
Вот что писала «Российская газета» в 2007 году, когда Элвин Тоффлер приезжал в Россию и участвовал в одном из научно-политических форумов (далее цитата):
— До прихода Тоффлера российских ученых гораздо больше интересовали перспективы развития нашей страны. Однако стоило вручить микрофон этому худенькому аккуратному старичку, как даже академики раскрыли блокноты и принялись строчить, показывая, что студенческий навык составления конспектов они не утратили ни на грамм.
«Даже в том, что кажется хаосом, существует система, которую можно уловить», — неторопливо начал Тоффлер. Он предложил вниманию собравшихся свою периодизацию истории, которая началась с момента перехода к оседлому земледелию много тысяч лет назад.
Вторая такая же масштабная волна перемен произошла примерно три века назад, когда началась эпоха промышленной революции. Сейчас же, считает Тоффлер, накатывается третья волна, которая несет еще более глобальные изменения. «Мы росли, полагая, что производство было самым важным ресурсом, а теперь знание стало революционным ресурсом общества», — заявил футуролог. Как ресурс знание действительно неисчерпаемо, им могут пользовать не один, а многие. Однако при этом, у нас остались система образования, компании и правительства, «на которые воздействуют индустриальные идеи второй волны».
Но ускорение принесло и проблемы: пока бизнес стремительно набирает обороты, госмашина отстает по скорости принятия решений, и так порождается коррупция.
В этом смысле в особенно странной ситуации оказывается бюрократия. Тоффлер напоминает, что она была довольно эффективной в промышленную эпоху, «но бюрократия уже не имеет смысла сегодня, если мы пытаемся развиваться». Он говорил о том, как мучительно перерождается общество в Америке, как отстают от «третьей волны» европейцы и как активно изучают все инновации в азиатских странах вообще, но особенно в Китае (конец цитаты).
Самое известное наследие Тоффлера — это его концепция «трех волн», изложенная в трех книгах. Самая знаменитая книга «Шок будущего» (Future Shock), изданная в 1970 году.
Отмечу, что книга посвящена не самому будущему, а нашей реакции на него. Тоффлер ввел термин «шок будущего» — это стресс и дезориентация, которые испытывают люди и общество, когда сталкиваются с слишком большими переменами за слишком короткий промежуток времени.
Ключевые тезисы:
Книга стала мировым бестселлером и пророчески описала многие проблемы современного общества: выгорание, тревожность, фрагментацию личности.
Еще одна книга — «Третья волна» (The Third Wave, 1980). Это центральная книга его трилогии, где Тоффлер излагает свою знаменитую теорию «трех волн» как сменяющих друг друга типов цивилизаций.
Ключевые концепции «Третьей волны»:
Следующая работа — «Метаморфозы власти» (Powershift, 1990). В ней Тоффлер анализирует, как знание и информация меняют природу власти в обществе.
Ключевой тезис: власть в эпоху «Третьей волны» основывается не на силе (низшее качество) и не на богатстве (среднее качество), а на знании (высшее качество). Тот, кто контролирует знания и информацию, обладает самой гибкой и эффективной формой власти.
«Война и анти-война» (War and Anti-War, 1993): Тоффлер и его жена Хайди (соавтор большинства его работ) применяют теорию «трех волн» к военному делу. Они утверждают, что формы ведения войны соответствуют типам цивилизаций (аграрная, индустриальная, информационная). Они предсказали появление кибервойны, войн с дронами и нетрадиционных конфликтов.
«Революционное богатство» (Revolutionary Wealth, 2006): В этой книге Тоффлеры углубляются в экономику «третьей волны», говоря о «глубоких основах» экономики (таких как культура, время, знания), которые традиционная экономика игнорирует.
Несомненно, Элвин Тоффлер был настоящим провидцем. Многие его идеи, казавшиеся футуристическими в 70-80-е, сегодня стали нашей повседневностью:
Элвин Тоффлер научил нас смотреть на историю не как на линейный процесс, а как на серию мощных, ломающих старые уклады волн. Его главный урок: чтобы выжить и преуспеть, нужно не просто адаптироваться к изменениям, а понимать их глубинные, системные причины.
1. О сути явления.
«Шок будущего — это недуг, вызванный разрушительным стрессом и дезориентацией, который провоцируется у индивида необходимостью обрабатывать слишком много изменений за слишком короткий промежуток времени».
Это — самое точное определение центрального понятия всей книги.
2. О темпе изменений.
«Изменения — это процесс, на который влияет скорость. И ускорение изменений внезапно стало иметь огромное, до сих пор не признанное значение».
Тоффлер первым заявил, что проблема не в самих изменениях, а в их экспоненциально растущей скорости.
3. О смерти постоянства.
«В настоящее время так много вещей приходят и уходят с такой головокружительной скоростью, что склонность рассматривать их как постоянные исчезает. Мы создаем и населяем мир «одноразовых» продуктов».
Он предвидел эру временности всего — от товаров до социальных связей.
4. Об информационной перегрузке.
«Мы являемся свидетелями начала «информационного взрыва»… уже сейчас существуют свидетельства того, что перегрузка сенсорных систем организма может привести к странному и деструктивному поведению».
Задолго до эпохи интернета и соцсетей Тоффлер диагностировал одну из главных болезней современности.
5. О переизбытке выбора.
«Люди прошлого не были избалованы выбором. Сегодня же в развитых обществах выбор становится не просто свободным, но и принудительным. Мы достигли точки, где выбор становится изнурительным».
Он говорил о «парадоксе выбора» за десятилетия до того, как это стало мейнстримом в психологии.
6. О новом типе общества.
«Мы становимся «обществом двадцати четырех часов», движущейся силой которого является информация, и которое работает с головокружительной скоростью».
Прогноз о мире, который никогда не спит, работающем в режиме нон-стоп.
7. О дезориентации человека.
«Шок будущего возникает из наложения новой культуры на старую; это культурный шок у себя на родине».
Человек перестает понимать правила игры в собственном обществе, потому что они меняются слишком быстро.
8. О будущем образования.
«Образование в будущем должно быть направлено на обучение тому, как учиться, как отказываться от старых знаний и как искать новые».
Ключевая мысль о смене парадигмы от «знания что» к «умению как».
9. Об адаптации к изменениям.
«Чтобы выжить, чтобы избежать того, что мы назвали «шоком будущего», индивид должен стать бесконечно более адаптивным и гибким, чем когда-либо прежде».
Главный совет Тоффлера: развивать психологическую гибкость.
10. О фрагментации жизни.
«Мы становимся свидетелями ускорения темпов «фрагментации» жизни — распада наших жизней на все более мелкие и мимолетные сегменты».
Он описал многозадачность и клиповое сознание задолго до их появления.
11. О разрыве поколений.
«Разрыв между поколениями становится все шире… потому что молодые и старые буквально воспитывались в разных цивилизациях».
Благодаря ускорению, разница в 20-30 лет стала означать жизнь в принципиально разных культурных средах.
12. О стратегии выживания.
«Мы не можем и не должны останавливать перемены. Но мы можем и должны искать способы контролировать их темп и направление».
Важный итоговый вывод: задача человечества — не сопротивляться изменениям, а управлять скоростью их наступления, чтобы оставаться людьми.
***
Эти цитаты прекрасно показывают, насколько Тоффлер был проницательным диагностом проблем, которые стали для нас повседневностью спустя полвека. Его книга — это не просто прогноз о технологиях, но глубокое исследование того, как эти технологии ломают нашу психологию, культуру и общество. И, конечно, хороший пример того, как глубоко можно смотреть в будущее, чтобы этот навык помогал нам здесь – в нашем настоящем!
Дмитрий Богданов специально для портала «Новости & Смыслы»