Погоня за длинным рублём на рынке недвижимости Сочи привела к тому, что застройщикам можно смело присваивать звание «мастера спорта» по продаже красивых картинок и эффектных концепций будущих квартир и домов. Но что получится на самом деле? Сойдётся ли у потенциального покупателя ожидание с реальностью? Об этом мало кто задумывается. Да и сам покупатель, по заветам Пушкина, «обманываться рад».
Об утрате ценности дизайна в строительно-инвестиционных проектах на курорте мы беседуем с Петром Пивоваровым, руководителем студии авторских интерьеров «Ижица-дизайн», председателем Ассоциации дизайнеров Сочи.
Первую часть нашего интервью «Явление «Сочи – город контрастов» уже набило оскомину!» читайте по ссылке.
— Цена квадратного метра в Сочи уже обогнала Москву. Эксперты прогнозируют повышение цен до конца 2022 года ещё на 25%, потому что спрос превышает предложение. Но ведь принцип «купят и так» негативно влияет на качество дизайна. Как донести покупателям, застройщикам, инвесторам, что дизайн – важная составляющая грамотного вложения денег?
— Время, когда нужно было убеждать в необходимости дизайна, прошло. Сейчас другой максимализм. Часто можно увидеть в объявлениях словосочетание – «дизайнерский ремонт». С ним пытаются продавать. И агентства недвижимости начинают сотрудничать с дизайн-студиями, которые рисуют им красивые концепты, привлекающие потенциальных клиентов. Что будет потом – неважно. Да, люди поняли, что хотят недвижимость с дизайном. А что такое дизайн на самом деле, ещё не разобрались.
Застройщики и руководители агентств недвижимости теряются в догадках и не знают, как совместить дизайн и экономику. Каков объём в денежном эквиваленте необходим на этот дизайн? И вообще – что это такое? Над дизайном работают не только дизайнеры, но и архитекторы, проектировщики, инженеры, конструкторы… Понимаете, ценность не в дизайне или архитектуре, это всего лишь инструменты. Если они работают исключительно для выгоды, то результат будет сомнительным.
— В Сочи много подобных примеров?
— На примере современного Сочи хорошо видно, когда покупают землю, чтобы быстро построить, продать и максимально заработать. Важна сиюминутная прибыль, а то, как это будет воплощено в жизни, в большинстве случаев никого не волнует. В данном случае архитектура и дизайн не имеют ценности, это лишь перевалочный пункт инвестиций-финансов. Это не создано для человека. В итоге мы видим эффектные концепты, которые нужны для привлечения покупателей, и чтобы окупить вложения. Самое смешное и печальное, что эти концепты делаются кем угодно. Вроде как классные ребята, у которых есть вкус, но они ничего никогда не реализовывали.
Сейчас в Сочи мы наблюдаем переходный процесс на рынке строительства. В городе есть спроектированные и реализованные гармоничные пространства. Но в последнее время я наблюдаю проекты, где почему-то забыто, что люди живут в пространстве. Сегодня в Сочи преобладают объекты, где главной целью было оперативное извлечение прибыли из земельного участка. Но мы же имеем в виду не просто кусок земли или часть города, это ещё и взаимоотношения людей с людьми. Хороший результат получается тогда, когда есть взаимодействие со специалистами на всех уровнях. Один вкладывает миллиарды, но без других людей его идею не реализуют. У каждого своя функция и доля ответственности.
— Интересная точка зрения. Но вот недавно читала рекламу сочинской проектной студии. Главным преимуществом на сайте они называют систему внутреннего контроля и возможность утверждать проекты в несколько раз быстрее, чем это принято в городе… Вот вам и приоритеты Сочи.
— Они решили козырять некой эфемерной системой контроля и возможностью оперативно утверждать проекты, это их выбор. Есть объективное время на реализацию этапов работы. Чем успешная проектная компания отличается от нестабильных новичков? Тем, что у неё внутренние процессы налажены и отлажены. Бывают молодые компании, которые развиваются и растут семимильными шагами, но они будто балансируют над пропастью, потому что руководство не всегда знает, как грамотно направлять. Когда ты один, ты решаешь всё сам, когда три человека – появляется система взаимодействия, когда десятки – другая.
Бывает так, что запросы извне возрастают, проекты берутся в работу, но времени на внутренний регламент нет. И снова всё держится на личностях и иерархии. Наступает момент, когда нужно или вырабатывать внутреннюю систему работы самим, или покупать, беря готовую извне. Иначе все развалится. Это не системный регламент, а вынужденная мера, чтобы остаться на плаву, но она требует колоссальных временных и эмоциональных ресурсов. Плюс текучка кадров. Самые опытные уходят, а на обучение новеньких нет времени, и они сразу берутся за масштабные проекты.
Теперь представьте, что могут напроектировать в таких компаниях ещё и при нехватке времени. А это потом строится в Сочи! Заказчик этой «кухни» не знает, он видит красивую рекламу, креативные концепции, дружит с руководством… И ему обещают быстро и дешевле, чем у конкурентов. Естественно, он заказывает. И не догадывается, что осуществление его заказа ляжет на плечи 2-3 основных специалистов…
Беседовала Анна Петросян
Еще больше по теме инвестиций и недвижимости читайте здесь!