Увы, но очень уж часто мы все видим в Сочи новые проекты (либо – переделанные старые) в гостиничной и курортной сфере, которые сделаны ради денег, но точно не ради гордости за качество проекта. Хотя одно другому никак не противоречит. Проекты могут и должны быть качественными, да и эффективность в этом случае, обычно, бывает выше. О смыслах, архитекторе, дизайне и ценностях мы беседуем с Петром Пивоваровым, руководителем студии авторских интерьеров «Ижица-дизайн», председателем Ассоциации дизайнеров Сочи.
— Вы почти 20 лет занимаетесь дизайном среды. В последние годы все чаще разрабатывали дизайн общественных помещений, номеров отелей, санаториев. Сейчас в Сочи строительный бум. Но все ли хорошо обстоит с дизайном? Почему грамотный дизайн пространств еще на стадии концепции и архитектурного проектирования просто необходим? На что он влияет? Что он дает самому пространству объекта? А что – заказчику? В чем ценность дизайна? Речь именно об отелях, санаториях и новых апартаментных комплексах.
— Перед тем, как проектировать пространство и заниматься дизайном конкретного объекта, нужно понять и сформулировать его функциональность, то есть для чего этот объект будет строиться. Также устанавливаем, для кого он строится, какая у него функциональность, в каком месте он будет находиться. Географически место выбирается исходя из концепции отеля. А если просто уже есть участок, определяется, что это за место, что там можно строить. Почему-то наблюдаю по опыту, что заказчики это все определяют очень расплывчато, потому что они не специалисты в этом. А вообще в России специалистов таких мало, кто умеет определять ценность самой земли, объекта, их потенциал, обосновывать концепцию, экономику. Если же идти по очень простому пути, как сейчас это и происходит: строят то, что очень выгодно прямо сейчас, то, что быстро и выгодно будет продано. Сейчас актуальна тенденция строить частные гостиницы, комплексы апартаментов, коттеджные поселки – в простой стилистике. Они очень хорошо продаются, их раскупают еще на стадии начального строительства или даже на стадии концепции, когда есть красивые визуализации. Гостиницы, в том числе и частные, для нашей страны и для Сочи достаточно новая история. Вижу, что сейчас в Сочи вообще не знают, как строить. Те инвесторы, которые вчера строили жилые комплексы, сегодня перестраиваются на возведение гостиниц, то есть объектов с другим функционалом и инфраструктурой. А это другой вид бизнеса. Здесь уже есть управляющие компании, которые понимают, как вести экономику, как соблюсти технологию.
Дизайн – это проектирование среды, понятие и явление очень многогранное. Иногда им занимаются дизайнеры, иногда архитекторы, а лучше, когда и те, и другие. Архитектура начала прошлого века очень функциональна, если вспомнить того же Райта. Пространство переплетено с формой. Если чуть углубиться и перейти от дизайна к архитектуре, то вспоминаем, что это вообще-то вид искусства. И есть огромная разница между просто строением и собственно архитектурой. Настоящая архитектура – это гармоничное соединение в одном месте многих факторов и составляющих, единство формы и функции. И все это наиболее приемлемым образом вписано в какое-то место и становится частью чего-то большего.
Дизайн же – это часть общего проектирования пространства. Он не существует сам по себе в отрыве от остального. В понятие «проектирование» входит понимание функции объекта, что вокруг него, для кого он будет строиться, в какой стилистике, а также учитывается экономика и, конечно, эмоциональная составляющая: что должны чувствовать в этом пространстве люди. Взаимосвязь всех этих составляющих, а также самих людей, это реализовывающих, – это и есть технология достижения результата.
— А можете побыть адвокатом дизайна, чтобы наши читатели поняли, как и что можно с помощью дизайна менять?
— Начнем с того, что какое-то время назад архитектуру и дизайн разделили как виды деятельности. И это приносит больше непонимания, чем результатов. Многие даже после 6 лет в вузе, уже находясь в профессии, не могут определиться, кто же они, что они проектируют. Одни архитекторы представляют себя как дизайнера-архитектора, а другие подчеркнуто выделяют архитекторов, а дизайнеров именуют «декоратором или мастером правильно шторы подобрать». А ведь архитектор как раз и продумывает и проектирует все пространство для людей, которое ему перепоручили. Внутреннее пространство и его функциональное назначение напрямую связано с архитектурой внешней и ее функцией. Архитектор как раз и продумывает, как человек будет находиться в этой новой среде, с кем и с чем он будет сталкиваться – в зависимости от назначения этого пространства, будь то это гостиница, жилой дом, комплекс апартаментов… И здесь своя четкая логика. А продумывает и проектирует это человек, а чаще — люди с опытом: архитекторы, технологи, конструкторы. В создании гармоничного пространства важны стилистика, правильный подбор материалов. Но пока я наблюдаю в Сочи такую картину: чем больше объект, тем меньше застройщики думают о роли дизайна и вспоминают (если вспоминают вообще) о дизайнере как специалисте чуть ли не в последнюю очередь. И по этому признаку можно говорить об опыте застройщика и всей команды: увидев промахи и трудности возведения первого объекта, такой застройщик более продуманно начинает работу над последующими и четко осознает значимость дизайна для правильного проектирования и дальнейшей эксплуатации пространств. Пока это чаще сводится к некому «оформительству», потому что дизайнер чаще всего включается в общую работу после определенных стадий проектирования, во время строительства объекта. И здесь очень важен опыт архитектурной компании, которая и проектировала это пространство, и отельного оператора, который будет объектом управлять. Приведу пример из своего опыта: застройщику надо построить больше номеров, чтобы сдавать и продавать. Потом в дело входит отельный оператор и спрашивает, а где тут в проекте конференц-зал или залы, лобби-бар, спа-центр? «А зачем?» — возразит застройщик. «Вам этим не управлять, — заметит управляющая компания, — а людям нужны не только клетушки». Вот так и меняется проект. Хотя все можно было определить на начальном этапе. Если же этот момент определения точной функциональности пространств упущен, проектировщик что-то напроектировал, застройщик строит. В итоге получаем громаду не совсем удобных и не совсем понятных помещений. Хотя в Сочи именно такая практика: перепрофилировать здания. Такие реалии и требования времени, сулящие быстрые дивиденды. Порой такое происходит, потому что частных застройщиков обычно консультируют (барабанная дробь!) – риэлторы.
— Это я все наблюдаю. Но вот давайте попробуем создать более идеальную ситуацию, когда у инвестора есть участок земли, он примерно знает, что хочет построить. Как ему правильно преподнести, что уже на начальном этапе важен дизайн, что архитектура и дизайн плотно переплетены?
— До проектирования чего-либо нужно провести аналитические исследования этого места, точно сформулировать назначение будущего объекта. Это обычно влияет на выбранную и выработанную концепцию, даже на формулировки рекламы в будущем. И точно определяется, для кого и для чего это строится.
— Недавно подписалась на канал одной семейной дизайн-студии. Там посыл супругов-дизайнеров в том, что они гарантируют удорожание объекта недвижимости (сдача или продажа) после реализованного их дизайн-проекта минимум на 30%. То есть специалисты уверены в ценности и рабочей технологии качественного дизайна. И значит, на такую услугу есть клиенты, понимающие свои выгоды?
— Дизайн дизайну рознь, как и архитектура архитектуре рознь. Можно вполне обойтись без дизайна даже при проектировании отеля. Номера прекрасно закомплектуют или отдел продаж, или поставщики. Это видно по интерьерам сетевых отелей, где, возможно, когда-то изначально и присутствовала некая красивая концепция. Хотя именно концепция объекта делается на собранной аналитике. И если проект студии (дизайн-студии или архитектурной) похож на выбранную концепцию, это хороший знак. Дизайн, конечно, может измениться, но суть концепции все же желательно выдержать. Изменения неизбежны, потому что на это влияет новая информация, проработка идеи вглубь.
— Есть ли способ донести до множества новых застройщиков Сочи важность обращения к дизайнерам на самой начальной стадии? Как им объяснить, что дизайнер – это помощник и эксперт, а не только тот, кто в самом конце что-то симпатичное придумает в уже готовом пространстве?
— Сейчас явная тенденция переделывать различные здания под гостиницы и комплексы апартаментов. Даже жилые дома превращают в отели. Их перекупают другие люди, более опытные и профессиональные в отельной сфере, и дают более правильные технические задания. Устраиваются тендеры и прочее. И всё чаще звучат фразы: «приглашайте дизайнеров», «приглашайте архитекторов». А каких? Тогда возникает естественный вопрос: как застройщикам и отельерам найти нужных им специалистов? Проектировать симпатичные здания могут многие архитекторы, к примеру. Делать хороший дизайн способны многие дизайнеры. И это будет жить и работать. Экономика важна и дальнейшее управление объектами. Вот оно есть, как теперь с этим управляться так, чтоб оно приносило доход? Одним красивым интерьером сыт не будешь, если инфраструктура и сервис хромают. Управление первостепенно. А вот следующим пунктом я бы выделил грамотное проектирование. Хороший архитектор или дизайнер сделают красивый проект. Есть нормативы работы для помещений разного назначения, но они довольно условны и трактуются по-разному. Специалистов, знающих, как внутри отеля распределяются потоки людей, почему именно так, какие должны быть соотношения площадей помещений того или иного назначения, — единицы в России. Их реально очень мало. Функция отеля – сделать так, чтобы гостю было хорошо. Но мало кто задумывается, что стоит за этим «хорошо». Где находится персонал, где и как загружают и выгружают продукты и белье и еще много и много чего. Это продумывают несколько технологов. Но особо у нас такое не продумывают. А там, где это грамотно распределено и реализовано, мы чувствуем себя очень комфортно. Правда? А качественный дизайн выходит из этого всего. Пространство и всевозможные необходимости во многом диктуют свои условия, которые дизайнер грамотно реализовывает в решениях.
Если у проектной компании есть аналитика (а она есть далеко не у всех), то можно заказчику все легко показать на примерах. Дизайнер узнает, какие цели ставит заказчик, что ему нужно от реализованное объекта. Дизайнер в ответ показывает те возможности, которые он там увидел, какие можно получить от этого объекта. Почему часто инвесторы не обращаются к дизайнерам и довольствуются какими-то усредненными очень стандартными решениями? Потому что к ним приходят крупные поставщики и все комплектуют. Заказчик выбирает милые его сердцу линейки мебели и отделки. И тут вдруг дизайнер показывает застройщику или инвестору, что он может получить, заказав разработку и реализацию дизайн-проекта – в этой же ценовой категории. Но здесь уже присутствует идея, концепция и более точная проработка – для кого эти пространства.
Просто у нас часто из-за необходимости что-то сделать быстро, сдать и продать, теряется ценность и необходимость анализа и более продуманных дизайнерских решений – для кого и для чего эти объекты, что хотим получить от них. Неважно, какая могла быть стилистика, если внутри создано гармоничное архитектурное пространство, соразмерное человеку, удобное, функциональное, его можно модернизировать, освежать со временем. Это тоже нужно делать профессионально, но это вполне возможно и осуществимо.
Первый его контраргумент – нехватка времени на анализ. Он готов и хочет строить быстро. А на грамотный анализ и дальнейшее проектирование нужно затратить время, это не делается за ночь. Часто в проектных компаниях все же соглашаются на любой заказ. Берут, и пытаются реализовывать без четко выстроенной внутренней структуры. И тут всё смещается, часто критически: задача меняется со «сделать грамотно и качественно новый объект с предварительным исследованием и потом вдохнуть в него жизнь», на – «просто сделать». Ценностные векторы смещаются. Из-за этого облик города меняется не в лучшую сторону. Обилие заказов на новые объекты и их срочность влияют на то, что создается эфемерная картинка, привлекающая и убеждающая заказчика. А потом начинается долгий (или недолгий) процесс проектирования с многочисленными переделками, когда почти всегда 100-процентно теряется изначальный стержень идеи. И делается – что-то в рамках перехода из одной стадии в другую. Для меня важно, чтобы архитекторы и дизайнеры, беря заказ, думали не локально, а чуть более глобально, и включали в разработку своей новой идеи проекта образ курорта Сочи, отталкивались от атмосферы и истории того места, где будет реализовано то, что они создают. Крупицы красоты, наследие (в том числе — архитектурное) нужно сохранять, переосмысливать, включать в то, что делается сейчас. Явление «Сочи – город контрастов» уже набило оскомину. Понимаю, на что-то нет времени, что мастер одного стиля взялся за проект, но коллеги, Сочи – прекрасный и уникальный, смотрите на него широко открытыми глазами.
Беседовала Анна Петросян.
Интервью с самой Анной Петросян, читайте здесь!
О том, как в Сочи прошел Круглый стол отельеров и дизайнеров, читайте здесь!