Читайте подробное, откровенное и очень искреннее интервью Владимира Дашкова, эксперта международного уровня в сфере проектирования и реновации отелей. Мы в редакции «Новости & Смыслы» уверены, что только через такой открытый диалог мы и можем добиться того, чтобы наша сфера гостеприимства Сочи и Юга России и вышла, в итоге, на лидирующие позиции…
— Владимир, мы с Вами общаемся уже не впервые, а вот наши читатели пока еще не так близко знакомы с Вами. Расскажите, пожалуйста, какова сфера ваших профессиональных интересов, где учились, где работали, в каких проектах участвовали, чем гордитесь?
— Добрый день. Моя биография, достаточно типичная биография мигранта начала 90-х. Как и предыдущие поколения моего рода в 1917, так и моя семья мигрировали в Европу, а именно в Грецию, как только стало очевидно, что государство, в котором мы тогда жили скоро прекратит свое существование.
Я смело могу сказать, что я часто чувствую себя больше греком, чем русским, большинство моей жизни прошло на берегах Эгейского моря, и это время очень сильно помогло мне в дальнейшем как в архитектуре, так и в осознании европейской культуры в целом.
После окончания лицея, я отучился год в Афинской высшей школе экономики, хотя всегда был склонен к искусству, а мой отчим является одним из самых значимых архитекторов Афин. Природа все-таки взяла свое, и я перевёлся в Афинский политех, где и получил степень бакалавра по специальности «Архитектура интерьеров» (Эсотерики Архитектоники), да, да, в Европе есть именно такое направление.
Я всегда восхищался общественными пространствами, которые вовлекают в себя человеческое внимание, создают эмоции, рассказывают некую историю. Мне гораздо ближе то, что происходит внутри здания, чем его фасады, какими величественными они не были.
Жизнь эмигранта, особенно в 90-х и даже в теплой Греции означает — надо крутится, как белка в карусели, чтобы выжить. А это заставляет пробовать все возможности, которые представляет судьба, и очень быстро учиться.
За годы лицея и университета я поменял ряд профессий, чтобы прокормить себя. Год проработал подмастерьем Шеф-повара. Мне кажется, что я нарезал больше лука и замороженных кальмаров, чем человечески возможно, но работа на кухне научила меня ресторанному бизнесу изнутри, всем тонкостям и нюансам, которые невозможно передать никаким тренингом.
С первого курса я понял, что днем работать и учиться не получается. Очная явка в политехе составляла 96% и отмазки не помогали. На помощь пришла музыка. Я закончил музыкальную школу в 15 лет, в которой выступал как пианист, вокалист и настройщик звукового оборудования на выступлениях школы, и даже немного крутил пластинки как DJ, а абсолютный слух оказался очень полезной штукой для настройки оборудования в концернах зала, ночных клубах и театрах. Я просто слышу всё, что звучит «ненатурально» или вне фазы, и настраивал сложные системы в разы быстрее любого звукоинженера. И так прошли все годы университета, диджей, бармен, строитель, звукооператор, в конце концов, архитектор. Но без этой передряги, я вряд ли чего-либо добился в своей жизни.
Как только я получил диплом, меня взяла на работу компания, для которой я строил и настраивал театры, гостиницы и ночные клубы. Оказывается, дизайнеры, которые еще и понимают, как что-то строится, навес золота. А дизайнеры, которые и своими руками что-то делали…такого металла еще не изобрели. И так пролетели 4 года, вплоть до олимпиады в Афинах в 2004-2005 годах. Я не могу точно сказать сколько гостиниц, ресторанов, курортов мы спроектировали и построили, это была гонка на выживание, и все понимали, что второй раз такого шанса не будет. Как показал 2008 год, мы были правы.
В 2005 году я получил приглашение от строительной компании из Австралии. Они занимались fit out коммерческих объектов. Гостиницы, торговые центры, театры, казино, бутики и брендовые магазины. Мы составляли дизайн проект, производили мебель и конструкции на собственной линии и устанавливали в предоставленном помещении. Руки всегда росли из нужных мест, но здесь я получил шанс попробовать свои идеи на станках. Я часами задерживался и со столярами отрабатывал узлы и конструкции для мебельного фонда.
Однажды, я очень помог заказчику с его проектом, лично выезжал на объект и лично ремонтировал и устанавливал мебель и декоративные изделия по своему дизайну. Они были не простые, требовали высокого мастерства, а когда работа была закончена, оказалось, что заказчик — знаменитый художник-постановщик в Голливуде, которому очень нужны дизайнеры, которые еще и умеют работать руками, для его друга Джорджа Лукаса. И так следующие два с половиной года я усердно проектировал и строил декорации для Звездных Воин, Гэтсби, и многого другого, но кризис 2009 года вернул меня в русло дизайна.
С опытом дизайнера спецэффектов я взялся за контракт дизайна и реновации самого большого казино и курорта южного полушария – Стар Казино, и чтобы было не скучно, поступил в магистратуру, по направлению: Дизайн-менеджмент. Специализация: Управления креативными процессами. Ну и как вишенка на торте, получил должность доцента Сиднейской Школы Дизайна, и официальный документ от агентства Forbes за лучший проект в сфере гостеприимства.
— Часто даже сами отельеры и те, кто только планирует войти в этот бизнес, не совсем понимают место и роль грамотного проектировщика. Увы, но людям негде было что-то узнать по этому поводу, а в России толком и школы нет по проектированию отелей. Как бы Вы описали выгоды и преимущества от участия в проекте по-настоящему профессионального проектировщика или проектной компании?
— Сказать честно, до того, как судьба вернула меня на родину, я мало знал о российском гостиничном сегменте. Когда же я начал работать в России, я был удивлен количеством европейских отельеров и операторов. По ходе работы и изучения рынка стало очевидно, что в СССР просто не выпускались нужного уровня специалисты, а требования к социальному массовому туризму были совсем другие. Лишь незначительная доля управляющей бюрократии могла позволить себе отдых, который сравним со стандартами 5-ти звезд.
Отсутствие целенаправленной высококачественной индустрии на протяжении нескольких поколений сделало свое дело. В стране, где не было сегмента люксового спорта, гостеприимства, питания, виноделия, отдыха, моды, архитектуры и дизайна невозможно сформировать эти направления с нуля за несколько лет, поэтому и столь большое количество иностранных специалистов. Российские инвесторы вкладывали свои нефть-хим-лес-газ-банк деньги, а международные операторы строили и эксплуатировали для них престижные объекты. Но сейчас ситуация кардинально изменилась, в худшую сторону.
Теперь заказчиком проектов стали люди, семьи, организации, которые, несмотря на огромные капиталы, заработанные на сырьевых рынках, совершенно не разбираются в гостеприимстве. Они любят сервис 5-ти звезд, но далеки от жизненного образа, под который эти услуги и стандарты были сформированы. Если вы не привыкли возвращаться с гольфа в свой номер и искать опорник под сумку, то вы не зацените ее присутствие в шкафу. До этого все для местных инвесторов делал какой-то «Ганс или Фридрих» а они просто смотрели на красивые картинки и говорили да или нет. Вся суть в том, что эти Ганс и Фридрих потомственные менеджеры гостиниц, с опытом поколений за своей спиной. Любая предоставленная им картинка прошла такую тщательную подготовку, что ответ на нее может быть только ДА или ДА, давая неопытному и часто неоправданно высокомерному российскому заказчику иллюзию выбора. Лучший пример этому, выбор нового автомобиля. Выбирая новый Ягуар или Астон Мартин, вы выбираете потомственно спортивную машину, сделанную джентльменом для джентльмена. Какую бы вы комплектацию не выбрали, юные дамы так же будут выкручивать шею, провожая вас на дороге унылым взглядом. ДА или ДА. Сейчас же на рынке проекты 5-ти звездных гостиниц заказывают игроки, которые любят свой черный Гелендваген, не нужную в Европе сельскую и военную машину, закупают дорогущую позолоченную итальянскую мебель, которую постыдился использовать даже самый богемный итальянец и рассматривают дизайн проект гостиницы по картинкам, исходя их своего вкуса и мировоззрения.
В этом им охотно помогают местные дизайнеры и архитекторы. Раз уж действует право «Я богатый, значит — я прав», а креативные специальности не очень уважают в современном российском обществе, то и креативные «специалисты» с накрученными соц. сетями просто предлагают бывшему директору цеха по металлопрокату его представление о шикарном. Вы скажите, ну и что? Это и есть наш колорит, наш национальный вкус. Да это может и так, но это не наш вкус, а сборище непонятных европейских стилей, разбросанных хаотично по комнате. Это выглядит смешно для европейцев и для азиатов, которые могут сравнить лондонскую неоклассику и российский нефть-хим-лес ампир.
Все это ведет к тому, что наша индустрия туризма превращается в квазимодо, без национального характера, и теряет позиции качества в международных рейтингах. Управляющие органы и комитеты не замечают проблемы, так как тоже не имеют нужного жизненного и профессионального опыта. Службы заказчика инвесторов просто ждут свой процент за подтверждения проекта, а несколько «специалистов» продолжают проектировать откровенную ерунду, так как никто не осмеливается им сказать, что король голый. Заметьте, что ни одна гостиница в России, спроектированная местными архитекторами, не появляется в сотне мировых лучших. Норман Фостер, наши друзья от Вудс Баггот и другие.
Выгода работать с компетентным проектировщиком очевидна. Во-первых, вы заработаете больше, так как проект будет долговечен, легок в эксплуатации, и эффективен. Его спроектируют быстрее и учтут сразу все, без десятка доработок. Реклама будет дешевле, так как визуальный ряд для нее будет спроектирован таким образом, что картинок хватит на всю жизнь объекта. Вам понадобится меньше персонала, так как ваши BOH кафе и рестораны будут работать на вас, а не на инстаграм горе-дизайнера. Объект будет ценится не только на местном, но и на международных рынках, а это истинный статус, достойный статьи в журнале Форбс.
— Вы не раз бывали в Сочи. Как на Ваш взгляд, обстоит ситуация с проектными решения в сочинских отелях и здравницах? Есть ли куда двигаться? Почему нашим отелям и санаториям стоит начать думать в эту сторону?
— Это великолепный город, с неограниченным потенциалом. Он может стать Меккой для туризма и развлечения, ему нужны хорошие специалисты урбанисты, внимание к деталям, и хорошие хозяйственные руки. Но гостиницы должны стать лидерами, а не догоняющими, чтобы привлечь международный туризм.
— Как строится процесс сотрудничества и/или взаимодействия между застройщиком, отельером и Вашей компанией? Насколько заранее нужно начинать процесс сотрудничества? Какие этапы им придется пройти? Какова стоимость ваших услуг? Что получит заказчик по итогам сотрудничества?
— У нас нет «опросника» форм или заявлений. Мы любим слушать наших заказчиков, и очень любим подчёркивать для себя, что же им все-таки надо. Мы тщательно изучаем пожелания, пытаясь наложить их на знакомые нам успешные модели гостиниц. Колесо изобретать не надо, главное научится его правильно крутить.
Даже на первых этапах сотрудничества нам становится понятен уровень компетенции потенциального заказчика, и в состоянии ли он сформировать самостоятельно требования для собственного объекта. Если мы видим, что комплектация задания не соответствует тому, что заказчик ожидает, или думает, что ожидает, мы выступаем в качестве технического заказчика с его стороны. Мы объясняем все нюансы проектирования и что заказчик должен получить от собственного объекта. Таких заказчиков, увы, очень мало, большинство предлагают взаимодействие в стиле: Рисуй, пока нам не понравится. Это не наш заказчик, для таких игроков есть множество организаций, которым все равно, что они делают, лишь бы платили.
Если же заказчик предоставляет нам свободу, прислушивается к тому, что мы говорим, и настроен на наивысшее качество проекта мы создаем рабочую группу, формируем эскиз технического задания, далее создаем эскиз проекта анализируя все его нюансы, дополняя ими задание, и только года у нас получается четко прорисованная дорожная карта проекта, приступаем к концептуальным работам. С таким подходом заказчик получает объект строго в его операционных параметрах, в красивой и функциональной форме и истинным качеством, которое затрагивает все детали проектирования.
— Вы уже не раз хорошо отзывались о проекте «Реновация» от Ассоциации Отельеров АМОС. Нам, конечно, очень приятно слышать такие отзывы от профессионалов международного уровня. Насколько, по Вашему мнению, важен такой проект для гостиничной индустрии Сочи и Юга России и готовы ли Вы, со своей стороны, выступить экспертом по данной тематике?
— По поводу проекта «Реновация» скажу одно, его надо быстрее развивать, привлекать все больше и больше отельеров, помогать им менять свои объекты к лучшему через правильный, эффективный подход к проектированию, дизайну, оснащению и решению всех иных важных организационных вопросов и задач.
Отсутствие международных специалистов ударило по индустрии сильнее, чем всем кажется, и проект «Реновация» от АМОС может стать именно той платформой, которая объединит в себе инициативных специалистов, которые хотят и могут изменить индустрию к лучшему.
СПРАВКА:
Владимир Дашков — дизайнер, владелец мастерской дизайна и архитектуры «Стардаст Мастерская Дизайна Владимира Дашкова».
Контакт: Сайт: https://www.stardustdesign.ru/ Тел. +7 (812) 679 79 86
Еще больше интересных материалов, статей и интервью читайте здесь!