Санаторий – это живой организм, в котором всё должно функционировать идеально. В этом на 100% уверен Элладий Антонов – врач, однажды решивший связать жизнь со строительством здравниц и ставший в этом деле №1 в России. Причём при разработке проектов санаториев он проводит параллель с… анатомией человека! Об этом и многом другом мы поговорили с Элладием Антоновым, который стал гостем редакции «Новости & Смыслы».
В последние годы у санаторно-курортной отрасли в России открылось второе дыхание. Стимулируют развитие как инвесторы, вкладывающие миллионы в амбициозные проекты, так и компании, которые безупречно воплощают эти идеи в жизнь. Насколько сложно сейчас построить санаторий? Какие ошибки допускают инвесторы и проектировщики? Об этом мы и спросила Элладия Антонова, основателя компании «E.ANTONIADES CONSTRUCTION LTD», сооснователя бюро A13.
«Мы подглядываем у природы»
– Элладий, у вас большой опыт в строительстве современных санаториев. Что, на ваш взгляд, в наше время важно учитывать при реализации проектов здравниц?
– Проектирование санатория многие путают с проектированием отеля или медучреждения. Это огромная ошибка! Проектирование здравниц не менее сложная задача, чем, например, создание многофункциональных комплексов, которые считаются самым сложным форматом градостроения. Потому что нужно учесть все нормативы. Не забыть и про экономическую составляющую, сделать такой расчёт, чтобы инвестор ни один рубль не вложил в пустоту. Концепт, тренды, идея, мировые веяния, инженерка… Только представьте, что в нашей работе мы насчитываем более 400 наименований! Из них 96 – крупные направления. Например, одно из таких – это вентиляция. Второе – отопление. Не ОВК, как обычно пишут при проектирование, а всё отдельно – отопление, вентиляция и кондиционирование. И всё это умножается до 96, когда добавляются архитектурные решения, отделка, фасадные решения, благоустройства, меблировка, текстиль, технологии… И до 400, когда мы всё разбираем по запчастям!
Расскажу подробнее на примере вентиляции. Что туда входит? Приточная вентиляция, вытяжная, приточно-вытяжная, прачечная вентиляция – это, кстати, наша разработка, которой нет аналогов на сегодняшний день. Далее противодымная вентиляция и компенсационная вентиляция. Всё это нужно автоматизировать, интегрировать и добавить диспетчеризацию. Глобальная система! Например, один раздел из наших 400 наименований – приточно-вытяжная вентиляция, в которой есть воздуховоды и решётки. Саму решётку в номере мы должны разделить на запчасти, лопасти, камеру статического давления. Чтобы не было турбулёнтности, а было ламинарное течение потоков в номер, без шума, лопастями направить поток в сторону потолка, а не на кровать… Работы здесь на несколько месяцев. Должны быть расчёты, кратность обмена воздуха в номерах, вакуумные датчики и прочее. И это один пример одного раздела из 400!
– Ошибаются ли в таком случае проектировщики? И какие типичные ошибки совершают при строительстве или реновации?
– Ошибаются ли проектировщики? Конечно! Скажу без угрызения совести – они вообще мало что делают правильно, потому что создают типовое решение и архитектуру, которая нравится заказчику. Они создают концепт, но не думают, а где будет стоять та или иная установка? Где будут проходить канализационные трубы? Затем проектировщики отдают техзадание архитектору. Тот выдаёт свой результат, который согласовывается и далее наступает очередь конструктора, а потом смежников. Всё это делается в разных отделах! Что касается реновации, то она порой бывает сложнее, чем строительство. Потому что при реновации надо ещё и демонтировать аккуратно, пытаясь сохранить то, что есть. Это приводит к тому, что делаем не то, что нам хотелось бы, а то, что надо.
Чтобы получить более-менее подходящий результат, главный инженер проекта должен иметь большой опыт, лично пройти Крым и рым. Только тогда вся инженерка будет работать одномоментно и без сбоев. Как медик я вам скажу – представьте организм человека. Это слаженная работа органов. Принцип работы разный, но в итоге получается один результат. Всё это происходит синхронно и само собой, над деталями никто не задумывается. Вот и санаторий я вижу таким же слаженным единым организмом. Когда мы делали теплоснабжение объекта, планировали второй и третий наш крупный проект, то брали за пример сердечно-сосудистую систему человека. Коллектор получался по этому принципу. Мы подглядываем у природы много моментов, которые упрощают задачи. Стремимся сделать просто, без лишних элементов и двигателей, чтобы работало и соответствовало всем нормативам. Так и получается общий большой результат. А «весёлые картинки», которые декларируют дизайнерские бюро – они остаются для нас «весёлыми картинками» и наскальными рисунками. Когда мы ездим и инспектируем большие проекты, то смотрим инженерку, залезаем под потолки и видим, что всё довольно плачевно. И за это заказчик, увы, платит из своего кармана.
– Часто ли случается, что заказчик с вами не согласен?
– Бывает. Чтобы с ними не ругаться, мы медленно и поэтапно доказываем нашу правоту. Хотя могли бы сказать: до свидания, вы нам не интересны! Когда мы объясняем людям, то видим результат и от этого становится приятно. Потому что, помимо разработки концепцию, есть много вопросов, возникающих в процессе самого строительства. Чтобы сделать проект и почувствовать, что он близок к истине, нужно найти материалы, сроки соблюсти, персонал подобрать, оборудование купить то, которое планировали, а не то, какое получилось. И таких моментов много.
Из рабочего с лопатой – в бизнесмены!
– Элладий, почему вы, человек с медицинским образованием, решили заняться инвестиционно-строительной отраслью?
– По образованию я действительно врач. Когда-то с огромным удовольствием поступил и окончил медицинский институт в Ставрополе. И мечтал всю жизнь работать сердечно-сосудистым хирургом, стремился к этому. Но когда я получил диплом, обстановка в стране стабильностью не отличалась. Я понимал, что на зарплату врача я не смогу прокормить семью. В 21 год у меня уже было двое детей. Тогда я решил поехать в Европу на заработки, как репатриант получил гражданство на Кипре. Сначала работал в морге, думал, что со временем получится построить карьеру в медицине. Но это не так-то просто сделать в другой стране. И тогда я устроился рабочим на стройку. У меня был потенциал, знания, опыт, понимание процессов. В конце концов, я всё-таки вырос в деревне и руки у меня пришиты к нужному месту! С этого момента и началась моя строительная карьера. Мне повезло, что я работал на крупных строительных площадках. Через год я уже оформил ИП и сам нанимал людей на монолитные и отделочные работы. Через 2 года всё это переросло в крупную строительную организацию, под моим руководством работало порядка 300 человек. У нас были крупные проекты во многих странах, в том числе, в Великобритании. В 2008 году я понял, что хочу назад в Россию. И вернулся успешным бизнесменом.
– Не пытались после возвращения в Россию попробовать связать жизнь с медициной?
– Да, пытался. Но я понимал, что сильно отстал от медицинской отрасли, которая стремительно развивается. И финансовый фактор, конечно, останавливал. Поэтому решил продолжать развитие в строительной сфере. Мы возводили и реновировали санатории и отели на КВМ, ездили в Сочи перед Олимпийскими Играми, потом Москва, Воронеж, несколько объектов в зарубежных странах… С 2013 года мы стали работать с сетью санаториев «Источник». За 10 лет реализовали четыре крупных проекта, ещё шесть в разработке. На данный момент по строительству санаториев и строительной деятельности в сфере санаториев мы самые востребованные не только на КВМ, но и на всём Кавказе. Вот так из чернорабочего с лопатой с медицинским образованием я стал успешным бизнесменом.
– Вы упомянули строительство санатория «Источник» в Кисловодске, который является памятником архитектуры. Насколько сложно было работать с этим объектом? Что хорошего в нём удалось реализовать?
– «Источник» – бывший санаторий НКВД. Здание построили ещё в 1933 году, а проектировал его личный архитектор Иосифа Сталина Мирон Мержанов. В 2017 году здравницу выкупил инвестор и начал работать над объектом на условиях государственно-частного партнёрства. В 2022 году мы подписали с инвестором контракт, а в июне 2024 года в санаторий уже заехали первые гости. Скажу честно, с таким решением я не был согласен, объект нужно было сдавать не раньше декабря 2024 года. Осталось много спорных моментов. И этот санаторий запустился не так, как я это планировал. Увы, такие ситуации бывают, когда, например, инвесторам нужны деньги здесь и сейчас, поэтому они пытаются максимально быстро запустить объект в эксплуатацию. Я называю это самодурством инвесторов. Но когда мы завершаем строительство санатория, получаем заключение о соответствии и лицензию для медицинской деятельности, то должны санаторий протестировать минимум 3 месяца и, если нужно, исправить недочёты. В таком случае объект работает исключительно хорошо и долго.
Что хорошего реализовано в «Источнике»? Бассейн с пятью чашами – уникальная идея, инвестор согласовал и ему это понравилось. Меблировка качественная, тут благодарность инвестору за его вкус. Правильная эргономика объекта. Отличное наружное музыкальное сопровождение. Хорошо и то, что подпорные стены, которые должны быть в этом проекте, не облицевали камнем, а согласились посадить колхидский плющ, который через пару лет превратит объект в зелёную рощу. Много интересных моментов реализовано по автоматизации. Также продуктивная работа в плане импортозамещения. Отмечу, что наш российский производитель многому научился и уже превзошёл многих конкурентов.
Санаторий – в каждый район!
– Несмотря на ваш опыт, вы продолжаете активно учиться, внимательно смотрите по сторонам и стараетесь найти лучших экспертов в стране. Почему непрерывное развитие важно для вас?
– Я действительно всегда в развитии. Очень люблю советские строительные книги по нормативам. Считаю, что в них самые качественные результаты исследований и научные труды. Ничего более грамотного в других странах я не нашёл! Это уникальный труд, который важно правильно интерпретировать и применять. Что касается нормативной базы по монолиту, металлоконструкциям, электроснабжению – они хоть и устаревшие морально, но сами принципы очень грамотные. Ещё один способ развития – изучение чужих внешних ошибок. Мы берём на вооружение опыт других строительных компаний и дошлифовываем.
Есть и ещё одна интересная фишка. Например, мы даём задание электрикам – у вас есть типовой номер и кабелировка стандартная. Придумайте каждый своё решение и скажите, как уменьшить количество кабелей? Тот электрик, чьё решение будет максимально понятным и удобным, получает премию. И люди начинают с энтузиазмом включаться в работу, что даёт сумасшедшие результаты! Аналогично с сантехникой, отделкой и т.д. Мы стараемся искать инновационные идеи, искать новаторов и готовы за это платить. У нас в планах открыть в Краснодаре некое объединение инженеров, давать бесконечные технические задания и платить за их оптимальное решение. Когда коллективный разум станет работать на мою идею, то результаты будут гораздо выше. Мы сможем выбирать лучшие технические решения и тогда превзойдём всех! Хотя и так считаем, что многих в мире мы давно превзошли в плане строительства санаториев.
Почему я всё это делаю? Я мечтаю, чтобы санаторно-курортная деятельность развивалась во всей стране. Чтобы это было также востребовано, как во времена СССР. Да, у нас в России много санаториев, но их нужно делать более модными и современными. Чтобы отдых в санатории был для человека таким же привычным, как и поход в спортзал. Все сейчас любят фитнес. Вот и санатории должны быть примерно на таком же уровне восприятия. Это те здравницы, которые мы представляем как зону притяжения, отдыха и веселья. Когда люди начнут стремиться отдохнуть в санатории, то и нация будет намного здоровее и крепче. Вредные привычки исчезнут намного быстрее. Когда человек, отдохнув в санатории, увидит эффект, то он обязательно туда вернётся. Санаторно-курортная отрасль – это не новая, а старая ниша, которая скоро будет реанимирована. Я верю, что здравницы станут сверхпопулярными! На мой взгляд, они должны быть не то, что в каждом регионе, а в каждом районе в шаговой доступности.
– Элладий, какие заказы вы бы хотели получать и в каких регионах? Как вы видите будущее своей компании и будущее строительства в санаторно-курортной сфере в ближайшие 10 лет?
– В приоритете всё, что связано с отелями и санаториями. Разрабатывать проекты, придумывать концепт, быть идеологами и руководить процессом – наша главная задача. Хотя у нас есть и проекты каскадных лестниц, и ЖК, но это не наша сфера интересов. В каких регионах мы готовы работать? От Камчатки до Калининграда. Готовы крест-накрест прошить наше государство санаториями!
Ещё поделюсь с вами моей инновационной идеей. Я очень хочу реализовать по всей стране проект, связанный с минеральной водой. Чтобы она была доступна всем жителям страны! Ничего подобного в мире я ещё не встречал. В чём суть проекта? Построить в каждом городе специальные комплексы, в которых населению будут доступна настоящая минеральная вода. Во-первых, минералка сегодня дорогая. Заплатить 100 рублей за 0,5 литра – это дорого. Причём 95 рублей из них – стекло, доставка и т.д. Я бы хотел сделать источники минеральной воды. Мы даже спроектировали этот источник, он очень красивой формы, из мрамора. Внизу должно быть техническое помещение, куда фурами привозят минеральную воду – Нарзан, Ессентуки и т.д. Это несложно. Чтобы в этих комплексах была медсестра и кабинеты врачей-терапевтов, который консультировали бы людей. Так люди будут иметь доступ к настоящей, а не контрафактной минеральной воде. И не за 100 рублей, а, например, за символические 10 рублей. Плюс инфраструктура вокруг этих комплексов может стать точкой притяжения и отдыха. Государство бы нам сказало спасибо! Потому что люди бы оздоравливались настоящей минеральной водой в каждом городе страны. Вот такая у меня мечта на будущее!
СПРАВКА
Компания H, SCAD A13 основана в 2005 году на острове Кипре и специализируется в сфере строительства отелей и санаториев. За 20 лет компания реализовала и ввела в эксплуатацию более одного миллиона квадратов объектов гостиничного и санаторно-курортного комплекса, а также прочих объектов промышленного и гражданского строительства, сумма бюджетов которых составляет более 100 млрд рублей. H, SCAD является бессменным руководителем строительства санаториев линейки «Источник». В настоящее время в активном кейсе компании множество крупных объектов на разных стадиях проектирования и строительства.
Телефон: +7 928 814-12-36
Электронная почта: hscad_a13@mail.ru
Сайт: hscada13.ru